Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова; прививать интерес к литературе; воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают из тетради сравнительную характеристику жабы и розы, затем дети выразительно читают отрывки, которые их тронули, объясняя свой выбор.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся.
– Сегодня мы начнём знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Вот отрывки некоторых из них:
«– Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша? – Не вышла, – отвечает.
– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.
– Не отпустишь из горы?
– Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются».
(«Каменный цветок».)
«Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.
Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отдвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько».
(«Огневушка-Поскакушка».)
«Сказала это и прищурилась:
– Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела…
И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
– Не забудь, Степанушко, как я говорила… Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!»
(«Медной горы Хозяйка».)
– Кто автор этих удивительных сказов? (П. П. Бажов.)
– Хотелось бы вам узнать, как создавались сказы?
– Тогда слушайте внимательно.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
– В один из жарких июльских дней 1936 года в саду, под развесистой липой, собралась семья Бажовых: дочери, жена – Валентина Александровна и он – Павел Петрович. Пришли соседи, родственники, друзья, знакомые. Отмечалась серебряная свадьба Павла Петровича и Валентины Александровны.
Когда были высказаны самые тёплые пожелания, съедены пироги, приготовленные хозяйкой дома, выпита не одна чашка чаю, поднялся Павел Петрович и сказал:
– Я вот подарок приготовил своей супруге Валентине Александровне. – Он отложил в сторону давно потухшую трубку и не спеша достал из внутреннего кармана пиджака исписанные крупными чёткими буквами листы.
– Подарок-то какой, – Павел Петрович обвёл глазами гостей.
– Сказ «Медной горы Хозяйка». Спешил к этому дню закончить. Успел…
Глуховатым голосом, изредка поглядывая в рукопись, он начал рассказывать:
– Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…
Существует мнение, что «Малахитовая шкатулка» оказалась полнейшей неожиданностью в творческой деятельности Павла Бажова. До появления сказов Бажова как писателя знали немногие, несмотря на то что он, активный журналист, был автором не только многочисленных газетных очерков, фельетонов, корреспонденций, но также автором двух книжек-очерков о Сысертских заводах, которые находились недалеко от Екатеринбурга, а позднее – автором историко-революционных книг. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году, когда её автору исполнилось 60 лет. Но появление сказов не было случайностью. Бажовские сказы – итог всей его долгой жизни.
Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Пётр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, высококвалифицированным рабочим, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза, давал меткие сатирические характеристики. Жил Пётр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.
Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.
Сказы П. П. Бажова очень полюбились читателям. Они издавались миллионными тиражами на многих языках мира. Необычайно высока была популярность Павла Петровича и его сказов в трудные военные годы. Поэт-фронтовик Алексей Сурков говорил о сказах Бажова: «В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту» (Фёдор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).
По мотивам сказов П. П. Бажова созданы кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)…
Высказывания детей.
Физкультминутка
3. Работа над произведением.
– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».
Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться».
– Что хотите сказать?
– Каким вам показался старик Кокованя?
– Подтвердите ваше мнение словами произведения.
– Какой представили себе Дарёнку? Как о ней говорит Бажов? Прочитайте.
– Как, по вашему мнению, автор относится к девочке? Почему так считаете?
– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?
– Почему Дарёнка согласилась пойти жить к Коковане?
– Чем был необычен Серебряное копытце? Как говорится о нём в сказе?
– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?
– Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце?
IV. Итог урока.
– Чем вам запомнился урок?
– Какие открытия сделали?
Домашнее задание: перечитать часть сказа, прочитанную в классе; выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика); подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.