Цели: развивать умение исправлять ошибки в построении предложений, употреблении и написании слов; закрепить умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена его основная мысль.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с лучшими сочинениями.
III. Коллективная работа над ошибками.
1. Ошибки по содержанию: фактические неточности, лишний материал (не на тему), нарушение последовательности изложения.
2. Ошибки в построении: отсутствует какая-либо часть, несоизмеримость частей, повтор.
3. Ошибки в построении предложений.
4. Орфографические и пунктуационные ошибки.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть прилагательные, если они связаны со словом ветер, то вы должны хлопать в ладоши, если не связаны – подпрыгнуть на месте. Будьте внимательны!
Учитель называет слова: сильный, лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный, сладкий, тёплый, красивый, домашний.
IV. Закрепление изученного о тексте.
1. Работа с текстом.
– Я сейчас прочитаю текст, а вы определите его тему и основную мысль.
Учитель читает:
От ночного дождя разлилась между грядками голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа – как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают ее, привзлетывают… Брызги над лужей – фонтаном.
И так скворцы отчаянно пищат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купание!
– Какова тема текста? (Скворцы купаются в луже.)
– Какое предложение выражает основную мысль текста? (Ух, какое это удовольствие – утреннее купание.)
2. Работа над упражнением 114.
V. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Какую работу вам понравилось выполнять?
Домашнее задание. Упражнение 116.