Цели урока: познакомить учащихся со своеобразием природы Океании; установить связи между компонентами природы островов и влиянием океана на природу островов; показать особенности современного населения и его хозяйственной деятельности; познакомить с политической картой Океании.
Средства обучения: глобус, физическая карта мира, карта океанов, карта Австралии и Океании, карта хозяйственной деятельности Австралии и Океании, учебные картины, экранные пособия.
Основные представления и понятия: остров, типы островов по происхождению, архипелаг, рельеф дна океана, вулкан, климатический пояс и тип климата, эндемик; этнос, страна, колония.
Номенклатура: самые большие острова Океании, о-ва Меланезии, Микронезии, Полинезии, памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Межпредметные связи: Великие географические открытия (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Что представляет собой Океания
Объяснение учителя. Границы и состав Океании, особенности географического положения. Краткие сведения из истории открытия и исследования. Деление Океании на три региона.
2. Природа Океании
Беседа. Актуализация знаний учащихся: происхождение островов, связь их рельефа с происхождением. Какие месторождения полезных ископаемых находят на островах различного происхождения?
Практическая работа. По климатическим картам установить, в каких климатических поясах расположена Океания, назвать основные климатические показатели.
Рассказ учителя. Своеобразие органического мира Океании, его эндемизм, изменения под влиянием хозяйственной деятельности.
3. Население и страны Океании
Объяснение учителя. История заселения Океании, расовый и этнический состав современного населения островов. Политическая карта Океании.
4. Хозяйство Океании
Рассказ учителя. Связь занятий населения с особенностями природы Океании. Коренное население Новой Зеландии. Объекты мирового туризма в Океании.
Практическая работа. По картам атласа и стенным определить виды хозяйственной деятельности на самых больших островах Океании.
Закрепление изученного
Назовите самые крупные архипелаги Океании, объясните происхождение этих островов.
Назовите главные черты и объясните особенности климата большей части островов Океании.
Как и какими народами была заселена Океания?
Как природа островов влияет на быт и хозяйственную деятельность населения?
Какие колонии и независимые государства есть в Океании?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку