Урок 32 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. «СЛАВНАЯ ОСЕНЬ! ЗДОРОВЫЙ, ЯДРЕНЫЙ…»

0
510

Цели: начать знакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова; расширять кругозор учеников; показать своеобразие поэзии
Н. А. Некрасова; прививать интерес к литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Поэтическую тетрадь 2 начинают стихи одного из замечательнейших, великих русских поэтов – Николая Алексеевича Некрасова.

Учитель вывешивает на доску портрет поэта.

– Вглядитесь в лицо этого человека. Что увидели в нем?

– Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии 10 декабря 1821 г. (по новому стилю). Отец его, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через 3 года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда поселился в своем родовом имении Грешневе.

Грешнево находилось неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, будущий поэт провел все свое детство.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идет!», – как они мгновенно исчезали.

Господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке, совершал «грибные набеги».

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге с рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, которые переходили из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Этой речью поэт овладел с первых лет своей жизни. От своей няни он узнал старинные русские народные сказки.

Любовь к полям и лесам своей родины тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной природой, красотой ее зеленых просторов…

III. Работа над стихотворениями.

Учитель выразительно читает отрывок «Славная осень!..» из 1-й главы стихотворения «Железная дорога.

– Какие картины осени нарисовал Некрасов в этом стихотворении?

– Какие запахи можно почувствовать, читая стихотворение?

– Почему поэт называет осень «славной»?

– Как нужно читать это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

Ответы на вопросы (с. 168).

Физкультминутка

IV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чем бы хотели поделиться с друзьями, со старшими?

– О чем бы еще хотели узнать?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень! Здоровый, ядреный…» (с. 168, часть 1-я), выучить стихотворение наизусть.