Урок 31. МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПТК

0
706
информация

Задачи: сформировать представление о морях как акваль- ных природных комплексах; показать взаимосвязь компонентов в морских природных комплексах; познакомить с особенностями морей, их практическим значением, современным экологическим состоянием и проблемами охраны; совершенствовать умение ис­пользовать тематические карты и другие источники географиче­ской информации.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «ПТК России».

Возможные варианты проверки:

Индивидуальный устный опрос.

Что такое природно-территориальный комплекс? Какие ком­поненты его составляют? Какие типы ПТК выделяются на различ­ных уровнях? От чего зависит разнообразие природных комплек­сов?

Что такое ландшафт? Расскажите о природных и антропо­генных ландшафтах.

В чем причины разнообразия природных комплексов?

Какова роль природных комплексов в создании условий жизни для человека? Как влияет деятельность человека на состоя­ние природных комплексов?

Проверка письменного вопроса № 5 в тетрадях – выборочно.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа позволяет воспроизвести опорные знания о мо­рях как частях Мирового океана. Учащиеся приводят примеры ок­раинных и внутренних морей. Используя карту в атласе «Моря России» (с. 28-29), сравнивают моря трех океанов по глубине, со­лёности, ледовому режиму, объясняют различия. Характеризуют их хозяйственное использование. Учитель дополняет и обобщает от­веты учащихся.

Учитель. Нашу страну омывает 13 морей и 3 океана. Как из­вестно, в зависимости от географического положения моря подраз­деляются на окраинные и внутренние. Природа окраинных морей в большей степени определяется океаном, частью которого они яв­ляются. Внутренние моря в значительной мере отражают в своих природных особенностях влияние окружающей их суши. Во внут­ренних морях не бывает высоких приливов, в них обычно меньше солёность вод. В свою очередь, от степени солёности морской воды зависят сроки замерзания морей, видовой состав и особенности обитания морских организмов. Очень многие особенности морей определяются их положением в пределах определённых климати­ческих поясов: температура воды, ледовитость, туманы, сила вет­ров, штормы и ураганы, течения. Все эти факторы оказывают пря­мое воздействие на условия судоходства. Большое влияние на моря оказывают реки. Крупные реки приносят много пресной воды, по­этому в местах их впадения в моря солёность воды ниже. Речные воды содержат много разнообразных взвесей, в том числе органи­ческих веществ. Этими веществами питается планктон, который, в свою очередь, служит кормом для рыб. Поэтому наилучшие усло­вия для размножения и нагула рыб – вблизи устьев рек.

Получение новых знаний.

Объяснение учителя об основных компонентах природного комплекса моря, взаимосвязях между компонентами.

Учитель. Каждое море представляет собой природный ком­плекс, где, как и на суше, все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Компоненты аквального природного комплекса:

подстилающая поверхность,

вода,

растения,

животный мир.

Впервые о существовании природных комплексов на дне и поверхности моря писал Л. С. Берг. Он утверждал, что аквальные ПК аналогичны природным комплексам суши по единству и взаи­модействию составляющих его компонентов.

Данный этап урока посвящен природным комплексам морей различных океанов: Белому и Азовскому. Нужно показать учащим­ся их природную специфику и хозяйственное использование чело­веком, уделив внимание экологическим проблемам. В классах с низким уровнем подготовленности можно организовать работу с текстом по плану «Характеристика природного комплекса моря». Учащиеся письменно характеризуют моря и в конце урока сдают тетради на проверку. В классах с высоким уровнем подготовленно­сти лучше спланировать работу с картами и другими источниками географической информации, все это дополнит текст учебника. По­сле небольшой самостоятельной подготовки с использованием вы­шеупомянутого плана учитель организует беседу по вопросам пла­на.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА МОРЯ

Происхождение котловины, глубина, устойчивость и под­вижность дна.

Строение дна, подводный вулканизм.

История формирования аквального комплекса.

Особенности климата, температура воды, замерзаемость, ветры, туманы.

Свойства водной массы – солёность, течения, прогревае­мость, послойность вод.

Растительный и животный мир, биологические ресурсы.

Транспортное, ресурсное, рекреационное значение морей и их использование. Современные экологические проблемы.

Можно также заранее дать учащимся задание самостоятельно охарактеризовать какое-либо море России и затем выслушать их сообщения.

В заключение урока можно провести обобщающую беседу по вопросам:

Каким образом рельеф берегов связан с глубиной прилегаю­щих морей?

Почему наибольшей глубиной отличаются моря Тихого океана?

Как теплые и холодные океанические течения влияют на климат морей и прилегающих территорий материка?

Как различаются природные комплексы внутренних и окра­инных морей?

Какие продукты питания поставляет нам аквальный природ­ный комплекс? Какие моря России имеют наибольшее значение как источник продовольствия?

По каким морям проходит Северный морской путь? Каково его значение для России?

Почему Японское море, находясь на одной широте с Чер­ным, не имеет курортного значения?

Сравните по значению в хозяйственной деятельности чело­века моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов.

Какие меры нужно предпринять в целях охраны и рацио­нального использования ресурсов аквальных природных комплек­сов?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 22, письменно ответить на вопрос: «На­зовите порты Белого моря».