Урок 3. МОРЯ, ОМЫВАЮЩИЕ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

0
805
явления

Задачи: сформировать знания о природных условиях и ре­сурсах морей, омывающих территорию России; обучать умениям характеризовать природные условия и ресурсы морей, пользуясь картами и планом; познакомить с путями рационального использо­вания ресурсов морей, экологическими проблемами и природо­охранными мероприятиями.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «Географическое по­ложение России».

Возможные варианты проверки:

Работа на контурной карте.

Задание: подписать крайние точки и пограничные государства.

Фронтальная беседа по вопросам плана «Характеристика ГП России».

Индивидуальная письменная проверка знаний:

Вопросы и задания:

Дайте определение понятиям «географическое положение», «государственная граница», «территориальные воды».

Охарактеризу йте положение России в пределах материка Ев­разия. В каких широтах располагается большая часть страны? Ши­ротное положение какой из крупных стран мира больше всего по­хоже на широтное положение России?

Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство?

Вычислите, во сколько раз территория России больше терри­тории Китая (площадь Китая равна 9,6 млн кв. км). Рассчитайте протяженность России с севера на юг по меридиану 80° в. д. и с запада на восток по параллели 60° с. ш.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. На Земле 54 моря. Наша страна омывается тринадца­тью, из них 12 принадлежат бассейну Мирового океана, а Каспий­ское море относится к внутреннему бессточному бассейну. Самое большое и глубокое море, омывающее берега России, – Берингово (площадь – 2315 тыс. кв. км, средняя глубина – более 1500 м, мак­симальная – 5500 м). Самое маленькое и мелкое море России – Азовское (площадь – 39 тыс. кв. км, средняя глубина – около 8 м, максимальная – 15 м). Самым теплым морем России считается Черное, самым холодным – Чукотское. Самое соленое море – Японское.

Все моря России очень разнообразны и по природным услови­ям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и осво­енности.

Приступая к изучению природных условий и ресурсов морей России, необходимо познакомиться с планом характеристики морей.

Задание: учащиеся записывают план в тетрадь, чтобы потом иметь возможность самостоятельно характеризовать моря России.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРЕЙ РОССИИ

Физико-географическое положение моря.

Рельеф дна и геологическая история происхождения морской котловины.

Климатические условия морей: замерзаемосгь, течения.

Сравнительная характеристика солености.

Биологические ресурсы.

Использование ресурсов человеком.

Экологические проблемы.

Получение новых знаний.

I . Общая характеристика морей России изучается школьниками в процессе работы с картой атласа «Моря России» (с. 28-29). Учи­тель дает наводящие вопросы, которые помогают освоить данный блок знаний.

Вопросы и задания:

По карте определите, к бассейнам каких океанов относятся моря, омывающие берега России.

К бассейну какого океана принадлежит наибольшее число морей, омывающих нашу страну?

Назовите все моря России.

На какие две группы можно разделить все моря России?

Таким образом, учащиеся подходят к определению понятий «окраинное море» и «внутреннее море». Определения записывают­ся в тетрадь.

Окраинное море – это море, прилегающее к материку и слабо обособленное от океана полуостровами или островами.

Внутреннее море – это море, глубоко вдающееся в сушу и со­общающееся с океаном проливами.

По карте определите, какие моря России относятся к окра­инным, а какие – к внутренним.

На следующем этапе урока учитель знакомит с природными особенностями морей различных бассейнов.

Моря Северного Ледовитого океана являются окраинными, за исключением Белого моря, которое соединяется с Баренцевым мо­рем проливом Горло. Все моря мелководны и располагаются в пре­делах шельфа. В четвертичное время после таяния покровных лед­ников произошел подъем уровня Мирового океана, и его воды за­топили низкие берега севера Евразии. Глубина морей на шельфе редко превышает 200 м. Солёность морей зависит от количества речной воды, поступающей с материка. Больше всего опреснены реками Карское и море Лаптевых. Все моря круглый год покрыты плавающими льдами. В конце лета на два месяца (август и сен­тябрь) освобождаются ото льда лишь их прибрежные части. Но и в это время северные ветры могут пригнать к берегам многолетние льды с торосами высотой до 10 м. И зимой, и летом бывают густые туманы. Всё это создает большие трудности для судоходства. Фритьоф Нансен назвал эти края «страной льда и тьмы», а извест­ный немецкий писатель Стефан Цвейг окрестил их еще более мрачно – «страна белой смерти». Только Баренцево море отличает­ся относительно благоприятными климатическими условиями, ко­торые обеспечиваются тёплыми водами Северо-Атлантического течения. Несмотря на неблагоприятные природные условия по мо­рям Северного Ледовитого океана осуществляется регулярное су­доходство. Современные ледоколы большую часть года, даже во время полярной ночи, проводят караваны торговых судов по всему Северному морскому пути. Это самый короткий водный путь от западных до восточных окраин России. Впервые за одну навига­цию он был пройден экспедицией О. Ю. Шмидта в 1932 году.

Моря Тихого океана находятся в полосе природных контрастов. Здесь взаимодействуют разнородные тектонические плиты, поэто­му все моря характеризуются контрастами рельефа дна и больши­ми глубинами. Подвижки литосферных плит сопровождаются под­водными и прибрежными землетрясениями. Они вызывают цунами – гигантские волны – высотой до 30 м, движущиеся со скоростью 400 – 700 км/ч. Над дальневосточными морями находится зона контакта морских и континентальных воздушных масс. В этой зоне возникают мощные циклоны. Во всех морях бывают сильные штормы, ураганы. Густые туманы затрудняют судоходство. Для морей характерны высокие приливы. Особенно велики они в Пен- жинской губе Охотского моря, где вода поднимается на 14 м. По рыбным богатствам моря Тихого океана занимают ведущее место. Особенно велика ценность лососевых рыб. Помимо рыбы в морях добывают крабов, трепангов, кальмаров, креветок, морских гре­бешков. Моря Дальнего Востока дают более 40 % всей рыбы и мо­репродуктов, добываемых в России. В том числе почти 100 % сай­ры, около 90 % лососевых, примерно 80 % морского окуня, 70 % камбалы, 50 % сельди, около 95 % креветок, 50 % моллюсков и во­дорослей. Ведется ограниченный промысел нерпы и белухи.

Моря Атлантического океана являются внутренними и имеют лишь ограниченные связи с Атлантикой через сложную систему проливов. По этой причине во всех морях практически отсутствуют приливы; в них почти не проникают теплые атлантические воды; множество рек приносит большое количество пресной воды. По­этому солёность морских вод невелика и колеблется от 17 до 2-3 промилле. В результате все моря зимой замерзают. Балтийское, Азовское и северная часть Черного морей находятся в пределах шельфа, т. е. мелководны. Южная часть Черного моря, наоборот, очень глубоководна, т. к. заполняет геосинклинальный прогиб. Разница температур в морях особенно велика летом. Балтийское море прохладное, летом температура не превышает 15 — 18 °. Чер­ное и Азовское моря значительно теплее, температура достигает 25 ° и выше. Животный мир беден. Однако эти моря имеют важное транспортное значение и являются известными российскими здравницами.

Каспийское море-озеро относится к внутреннему бессточному бассейну. Располагается среди сухих степей, полупустынь и пус­тынь. В него впадают крупные реки, которые несут много пресной воды. Но Каспий отличается высокой солёностью, т. к. в условиях жаркого климата вода испаряется и концентрация солей увеличи­вается. Содержит большие рыбные запасы, представленные такими ценными видами, как осетр, белуга, стерлядь, севрюга, судак, во­бла, сельдь, килька. Водится и тюлень.

Главные признаки морей учащиеся записывают в тетради в ви­де таблицы:

Океаниче­

ский

бассейн

Моря

Природные

особенности

Ресурсы

1

2

3

4

Северный Ледови­тый океан.

Баренцево, Белое, Кар­ское, Лапте­вых, Восточ­но-Сибир­ское, Чукот­ское

Окраинные, мелковод­ные, опресненные, суро­вые климатические ус­ловия

Дешевый транс­портный путь, энергия мор­ских приливов и отливов (Ки- слогубская ПЭС на Барен­цевом море), биологические ресурсы

Тихий

океан

Берингово,

Охотское,

Японское

Глубоководны, сложная сейсмическая обстанов­ка (цунами, вулканизм), мощная циклональная деятельность вызывает штормы и ураганы, вы­сокие приливы

Биологические ресурсы, деше­вый транспорт­ный путь

Окончание табл.

1

2

3

4

Атланти­

ческий

океан

Балтийское,

Черное,

Азовское

Внутренние, отсутству­ют приливы, опреснен­ные, почти все мелко­водные, благоприятные климатические условия

Дешевый транспортный путь, курорты и здравницы

Внутрен­ний бес­сточный бассейн

Каспийское

Высокая соленость, жаркий климат

Минерально- сырьевые, био­логические ре­сурсы

Для того чтобы сформировать умение характеризовать при­родные условия и ресурсы морей, учитель, пользуясь картами и планом, организует работу по характеристике одного из морей. Учащиеся в процессе совместной устной работы учатся отмечать основные природные особенности моря и объяснять его хозяйст­венное значение. За основу берется карта «Моря России» (с. 28 – 29 в атласе).

Закрепление материала.

С целью закрепления полученного материала проводится прак­тическая работа на контурной карте. Необходимо нанести объекты номенклатуры (задание 4 на с. 34 – 35 в рабочей тетради).

Также проводится беседа по следующим вопросам и выполня­ются задания:

Какие большие полуострова и заливы имеются в северных морях, омывающих берега России?

Проследите по карте, как меняется глубина этих морей с уда­лением от берега.

Какими причинами объясняются суровость и особенности климата морей Арктики?

Почему Белое море, расположенное южнее Баренцева, замер­зает на продолжительный срок, на 6-7 месяцев в году, в то время как Баренцево море в основном не замерзает?

Объясните, с чем связана большая по сравнению с другими глубина морей Тихого океана.

Солёность морей Тихого океана равна 33-35 промилле, в то время как солёность Белого, Карского и моря Лаптевых в три раза меньше. Объясните причины этого явления.

Какими причинами объясняются значительные богатства ры­бы морей Дальнего Востока, если известно, что в Чукотском море обитает 60 видов рыб, а в Японском – 603 вида.

Найдите на карте проливы, соединяющие внутренние моря России с океаном.

Найдите на карте крупные порты России.

Расскажите о морских ресурсах России.

От чего следует беречь и охранять моря?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 2, закончить выполнение задания на кон­турной карте, охарактеризовать Охотское море, пользуясь планом и картой.