Урок 3. В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ

0
1812
информация


Цель: углубление представлений учащихся о понятии «красота человека». Задачи:
– раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека;
– развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
– воспитывать чувство прекрасного.

Круг радости
В стихотворении Абая, которое учитель предлагает прочитать одному из учеников, создан образ девушки, обладающей удивительной красотой:

Абай

Словно месяц, изогнутый в небе ночном,
Отливает сверкающий лоб серебром.
Свет струится из черных, как полночь, очей,
Брови вскинули иссиня-черный излом.
Нос точеный ее легок, узок и прям.
Розов отсвет ланит – удивленье очам,
Сердце, видя улыбку, пьянеет, когда
Блещут зубы, подобные жемчугам.
Речь нежна и умна – тонкий лепет ручья,
Смех заливчато длится, как трель соловья.
Шея – шелк белоснежный – гибка и тонка,
Чист и свеж подбородок, прохладу тая.
По-ребячески нежен ее локоток,
Пальцы гладки, проворны, блестит ноготок,
И, потупясь, смущенно туманится взгляд,
Если косы рассыплют свой черный поток.

Вводя стихотворением в тему урока, учителю следует пояснить, что на уроке речь пойдет о создании собствен¬ного образа через осмысление понятия «красота человека».

Беседа

Вопросы 1,2, представленные в рубрике «Беседа», могут стать основой небольшой дискуссии. Однако в вопросе 3 заложена возможность прийти к единству в поисках пути обретения красоты каждым человеком, где мнения учащихся учителю следует поддержать или скорректировать.
1. Что определяет красоту человека?
2. Кого из известных вам людей вы считаете краси¬вым? Почему?
3. Может ли каждый человек быть красивым? Что для этого необходимо?

Задание

Рассмотрите репродукции картин итальянского художника XV в. Тициана. Удалось ли художнику передать красоту изображенных людей? Как?
Представьте, что герои картин оказались бы в нашем времени. Оценили ли бы наши современники их , красоту? Почему?
: Обмениваясь впечатлениями от увиденного, учащиеся
смогут высказать свои представления о том, соответствуют
; ли представленные образы современным канонам красоты.
; Скорее всего, будут отмечены изъяны в пропорциях, одежде, прическе. Однако учителю следует подчеркнуть, что многие поколения людей считают образы, созданные
художниками, выражением нетленной красоты, потому что
красота – внутреннее состояние, которое угадывается во
взгляде, улыбке, движениях и жестах человека.
Чтение
Текст, изложенный в рубрике, представляет собой сказку, в которой героиня в простой и доступной форме выражает важную для понимания смысла красоты человека мысль: «Гораздо приятнее, когда восхищаются тобой самой, а не тем, во что ты одета». Раскрыть эту мысль учащимся предстоит в процессе обсуждения вопросов к тексту.
Карамельное платье
Булатникова Дарья
Однажды принцесса, рассматривая себя в зеркало, громко вздохнула:
– Ах, как мне надоели мои платья! Й шелковые, бархатные, и даже кружевные! Такие платья есть у всех…
И добавила, капризно топнув ногой:
– Хочу необычное платьице. Такое, чтобы, увидев меня в нем, все кричали: “Удивительно! Прелестно! Велико¬лепно!”
Слова принцессы услышал юный паж, тайно влюбленный в нее и мечтающий стать рыцарем и победить какого-нибудь дракона. Но подходящих драконов пока не было, а желание принцессы – закон.
Первое платье влюбленный паж сделал для принцессы из разноцветного пластилина, но оно тут же стало таять на солнце и, увидев его, принцесса сморщила носик:
– Фи!
Второе платье было сделано из цветной бумаги. Паж долго вырезал ажурные кружева для воротника и рукавов, но, когда принцесса примеряла новый наряд, в окно подул ветерок, и платье громко зашелестело.
– Какой ужас! – воскликнула принцесса и затопала обеими ногами: – Оно так шуршит, что никто и не услышит, если я что-то скажу!
Огорченный паж долго бродил по городу, размышляя, из чего бы сделать самое необыкновенное платье. Он заходил к жестянщику, столяру и скорняку, но, как только представлял принцессу в наряде из жести, дерева или грубой кожи, бежал прочь.
И наконец он увидел кондитерскую лавку. На ее витрине красовались шоколадные звери, марципановые замки и карамельные куколки. Розовая карамель сверкала и переливалась на солнце.
– Это будет карамельное платье, – прошептал паж и бросился в лавку.
Пахнущий ванилью кондитер долго не поддавался на уговоры, но все-таки уступил. Всю ночь в кондитерской горел свет – это паж и кондитер готовили карамель и разливали ее в формы.
К утру платье было готово и доставлено во дворец.
– Какое чудо! – воскликнула принцесса, разглядывая пышную юбку из жемчужно-розовой карамели, расшитую прозрачными зелеными леденцами.
26
Узоры из сахарной глазури, мармеладные ленточки, корсаж с отделкой из монпансье – все выглядело необыкно¬венно нарядно.
Как только принцесса надела новое платье и вышла на площадь перед дворцом, над ней закружились бабочки, привлеченные сладким ароматом.
– Какое удивительное платье! – восклицали все вокруг. – Вы только посмотрите!
Собралась толпа. Дети и собаки норовили лизнуть вкусный наряд принцессы, но их прогоняли стражники. А гордый кондитер рассказывал всем, что это чудесное платье сделано из его карамели.
Принцесса разгуливала по площади и слушала восхищенные крики.
И только одно вдруг начало ее смущать – все говорили только об удивительном платье и о мастерстве, с которым оно было сделано. Все словно забыли о том, что в этом платье она – принцесса! И именно ею и надо восторгаться, а не этим дурацким платьем!
Заметив, что она нахмурилась, паж огорчился. Неужели он и на этот раз не смог угодить капризной принцессе?
И тут…
Плывущее в небе облачко, решило, что стало слишком тяжелым и неуклюжим, и на площадь весело полился летний дождик. Первые его капли засверкали на карамельном платье, словно алмазы, вызвав новый восторг. Но потом кто-то крикнул:
– Смотрите, оно тает! Платье тает!
И действительно – дождь стекал с платья принцессы розовыми, зелеными и белыми струями, и через минуту принцесса уже стояла в разноцветной сладкой луже.
– Скорее во дворец, ваше высочество! – воскликнул паж, набрасывая на принцессу свой плащ.
Весь день до самого вечера принцесса, которую прид¬ворные фрейлины отмыли от липких остатков карамель¬ного платья, переодели и утешили, была задумчива.
А после ужина позвала своего пажа и сказала ему:
– Знаешь, сегодня я поняла очень важную вещь. Гораздо приятнее, когда восхищаются тобой самой, а не тем, во что ты одета. Правда?
Пажу очень хотелось сказать, что он и так всегда восхищается только ею. Но так как он пока не стал рыцарем и победителем драконов, он только улыбнулся и кивнул головой.
Потому что с принцессами всегда надо соглашаться.

Анализ проводится по вопросам
• Какова главная мысль этой сказки?
• Чем в человеке можно восхищаться?

Комментируя ответы учащихся, учитель поможет им
осознать, что восхищаться можно и красивым нарядом человека, и его прической, и фигурой. Но это восхищение сиюминутное. Восхищение, вызванное поступками человека, переходит в уважение к нему, что гораздо более ценно.

Ситуация

В диалоге, представленном в рубрике «Ситуация», речь идет о значении одежды в жизни человека. Принимая во внимание интерес к личности, участники диалога спорят о том, как одежда влияет на образ и восприятие человека другими людьми. Тема будет особенно интересна девятиклассникам, для которых внешность становится способом самовыражения.
Прочитайте диалог студентов физического и фило¬логического факультетов, которые представлены в беседе как Физик и Лирик.
Разделяете ли вы какую-либо точку зрения? Обоснуй¬те ответ.
Физик. Вспомни прошлое воскресенье… Как ты провожал взглядом, чуть не свернув шею, лыжницу в зеленом свитере… Что тебя заставило застыть на месте: ее «нравственный облик»? Нет, стройная фигурка, красивое лицо, пластика движений. А на лекциях по философии тебя учили, что содержание первично, форма вторична, что содержание определяет форму. Следовательно, «по правилу» ты обязан был бы сначала что-то узнать о духовном мире «зеленого свитера», ее отношении к животрепещущим идеям и проблемам века, а уж потом любоваться внешностью…
Лирик. Причем тут содержание и форма? Познание любого явления начинается с обыкновенного ощущения. Чтобы возникла потребность в познании сущности человека, он должен тебя всерьез заинтересовать. Ты как-то странно, прости, примитивно понимаешь форму. Да, в оценках людей мы исходим больше из видимого и очевидного, мало вдумываясь в «тонкости». А в них-то чаще всего и кроется суть. Если бы внешность человека отражала его внутреннее содержание, познание человека было бы легким делом. «Надо пуд соли съесть», чтобы узнать человека, а мы нередко обходимся ста граммами. При случае не прочь красиво сказать, что человек есть самая сложная «загадка», «тайна» природы, а в конкретной жизни как раз «загадочное» обходим или упрощаем.
Физик. Ты как истый гуманитарий склонен усложнять банальное. Не помню, какой мудрец это изрек, но я с ним согласен: «Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна заключена в видимом, а не в невидимом». Парадокс? Не только. Что, например, заставляло первобытного человека, необразованного, нецивилизованного, украшать свою внешность всякими амулетами, ожерельями, перьями, бусами и прочими «излишествами», что? Сведущие люди говорят – чисто утилитарные соображения. Дикарь столь наивным способом пытался умилостивить внешние силы природы. Пусть так. Но я бы не упускал из внимания и более простое объяснение: первобытный человек хотел и нравиться. Среди них тоже были свои «пижоны» и «модницы». С течением времени желание нравиться становится главным стимулом. Изменения современной моды, за которыми занятому человеку не уследить, уже не объяснишь харак¬тером труда или борьбой с внешними силами природы. Просто хотят нравиться. И ты, и я, и «зеленый свитер».
Лирик. Правильно. Значит, незачем превращать одежду в какой-то фетиш, показатель морального облика или интеллекта человека. Нередко умные и интересные люди бывают безразличны к своей внешности, выглядят «чудаками». Стоит ли их убеждать следовать моде? Само стремление не выделяться, не подчеркивать своего превосходства над окружающими сугубо внешним способом говорит об уме и культуре больше, чем ультрасовременный костюм или прическа. У таких людей есть чем выделиться, кроме своей внешности. Как тут быть с «правилами»?
Физик. Здесь я с тобой согласен. Значение одежды для молодежи, по-моему, сильно преувеличено. Модников не так уж много, как об этом говорят и пишут. Вот и получается: добрые советы и правила нередко существуют сами по себе, а жизнь течет сама по себе… Рафаэль -светский щеголь, пахнущий духами, с жабо из тонкого кружева, а Микеланджело, как известно, напротив, месяцами не снимал сапог и своей куртки, которая прилипала к телу, целиком отдавался работе над фресками, подолгу не менял рабочего положения, отчего у него сращивались шейные позвонки. И оба были гениальными ; художниками, людьми высокой культуры. Альберт Эйнштейн любил и предпочитал всей прочей одежде домашние туфли и просторную фуфайку. Василий Шукшин ( в набросках ответа на анкету одной уважаемой газеты признался, что в «новом костюме или даже в глаженых брюках ничего путного написать не смогу. А если еще и в галстуке, то и строки не выжму. Не знаю, почему так. Г Хорошо, когда просторно, тепло и не боязно мять: старые штаны, валенки, чистая рубаха». Кажется, это принято у англичан: очень строгий деловой костюм на работе и полная свобода домашней одежды. Важно, чтобы было удобно,
рационально, целесообразно. По-моему, никаких правил тут нет и быть не может.
Задание
Представленное задание можно рассматривать своео¬бразным подведением итогов предыдущей дискуссии. В пословицах и поговорках истинной сути человека при¬дается гораздо большее значение, чем внешней оболочке.
Прочитайте пословицы о красоте. Что народ почитал в человеке как истинную красоту?
• И красно, и пестро, да пустоцветом.
• И личиком бела, и с очей весела.
• Краса приглядится, а ум пригодится.
• Лицом хорош, да душою не пригож.
• Не ищи красоты, ищи доброты.
• Не родись красивым, а родись счастливым.

Цитата урока
Людей суди по уму, Но не по облику их.
Абай

Прочитав цитату из стихотворения Абая, учитель может предложить учащимся объяснить, что именно они вкладывают в понятие «ум», а затем подчеркнуть большое значение, которое великий мыслитель, писатель и поэт придает внутренней сущности человека, вбирая весь ее смысл в понятие «ум».

Резюме
Обобщая сказанное по теме урока, учитель замечает, что Антон Павлович Чехов не случайно сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и душа, и лицо, и одежда, и мысли», подчеркивая важность каждой черты человека для создания его неповторимого образа.

Домашнее задание
Домашнее задание станет естественным продолжением урока. Учащимся предстоит самостоятельно осмыслить его выводы и сделать новые открытия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства.

Сходите в музей изобразительного искусства или внимательно изучите альбом репродукций известных художников. Выберите такие портреты, героев которых вы назвали бы красивыми. Почему, на ваш взгляд, эти люди красивы? Попробуйте сформулировать Закон красоты (вывести формулу красоты). (Задание выполняется в тетради.)

От сердца к сердцу
Учитель приглашает девятиклассников в круг и предлагает им сказать друг другу о том, что в облике каждого для них особенно привлекательно. Например: «Дамир, ты всегда вежлив и внимателен. Эта черта в тебе очень притягательна» или «Асель, с тобой всегда очень интересно, в этом твое обаяние».