Цели: продолжать знакомить учащихся с литературными произведениями Древней Руси – летописями; учить понимать смысл, заключённый в летописях; показать роль князя Олега в истории Руси.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают выполненные дома работы («летописи»), их оформление, зачитывают отрывок, а затем вывешивают свою работу на доску (стенд).
Таким образом появляется классная коллекция страничек из «летописей».
Учитель может спросить учащихся о том, какая из работ им понравилась больше всего и почему, какая работа им показалась наиболее оригинальной, какая работа наиболее точно отражает содержание текста летописи.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
Учитель, опираясь на знания детей, полученные ими при изучении истории и чтении художественной и исторической литературы, спрашивает учащихся:
– Кто был первым князем на Руси? (Рюрик.)
– Кто стал княжить после смерти Рюрика? (Олег.)
– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.
Далее учитель для более успешного восприятия учащимися текста произведения в краткой и доступной форме рассказывает ученикам о князе Олеге.
Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.
В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.
Крупнейшим русским городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов в течение шести месяцев.
В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.
Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.
Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.
«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».
2. Словарная работа.
Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).
Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.
Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.
Царьград – столица Византии.
Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа.
Гривна – денежная единица в Древней Руси.
Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.
3. Работа с текстом.
Учитель читает текст произведения. (После окончания чтения целесообразно выдержать паузу, для того чтобы учащиеся осмыслили содержание услышанного.)
– Что хотите сказать?
– Что показалось непонятным в тексте?
– Каким вам представляется Олег?
– Почему народ прозвал Олега Вещим?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: выразительно читать текст «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (с. 7–8, часть 1-я); поискать в библиотеке тексты других летописей об Олеге.