Урок 3 БЫЛИНЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА», «САДКО»

0
477

Урок 3 БЫЛИны И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. БЫЛИНЫ «вольга И МИКУЛА», «САДКО»

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Еще один жанр русского фольклора – былиныэпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (статья «Былины»).

Составление плана.

Чтение статьи по абзацам, беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания.

1) озаглавить первый абзац.

1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

2) выделить основную мысль второго абзаца.

2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3) Дать определение былины.

3. Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.

– Где происходит действие былин?

4. Место действия былины – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– Откуда сказители знали о далеких землях?

5. Русь вела оживленную торговлю.

Задание: озаглавить пятый пункт.

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

6. Документальная ценность былин.

– Отношение жителей Руси к коню.

7. Конь – верный помощник воина и землепашца.

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?

8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.

9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Задание: перечислить темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?

10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.

Задание: назвать особенности былин.

11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

Задание: прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

12. Повторы слов и выражений.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.

13. Сходство композиции былин и сказок.

Задание: рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).

14. Сказители – гусляры.

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Домашнее задание: с. 11–17, прочитать материал учебника; задания: собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне – хранители былин; самостоятельно читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).