Цель: на основе известного из курса математики понятия «часть от целого»
сформировать универсальное расчетное понятие «доля»; отнести понятие
«доля» к химическим веществам и рассмотреть такие его разновидности, как
доля химического элемента в веществе, доля (объема или массовая)
компонента в смеси (растворе, газовой смеси), доля примеси.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?
Можно ли вычислить долю примесей в морской воде?
II. Изучение нового материала.
1. Составьте формулы по правилам («Рабочая тетрадь», стр,75, упр.1, 2):
а) Массовая доля элемента в сложном веществе w (омега) – это отношение
относительной атомной массы элемента (Аr), умноженной на индекс (n) при
знаке элемента в формуле, к относительной молекулярной массе (Мr)
вещества.
б) Сумма массовых долей всех элементов, входящих в вещество АВ,
равна 1 (100%).
2. Решение задач.
Определите массовые доли калия и азота в нитрате калия (КNO 3 ).
Определите массовые доли элементов в серной кислоте.
Выведите формулу вещества, в котором массовые доли кальция. углерода и кислорода соответственно составляют 40; 12; 48%.
3. Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества в растворе.
Задание 1 («Рабочая тетрадь», стр.78)
Составьте формулы по правилу: «Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества (m р.в. ) к массе раствора (m р-ра )», если масса раствора:
а) известна;
б) равна сумме масс растворенного вещества (m р.в. ) и
растворителя (m р-ля );
в) равна произведению плотности раствора ( r ) на его объем (V).
Выведите формулы для расчета:
а) массы растворенного вещества (m р.в. ) по известной массовой
доле ( w )его в растворе;
б) массы раствора (m р-ра ).
Решение задач.
В
В
4. Вычисление объемной доли компонентов смеси j ( фи).
а) Объяснение учителя.
б) Решение задачи («Рабочая тетрадь», стр.82, упр.13).
В состав воздуха входит 21% кислорода и 78% азота по объему. Рассчитайте массу кислорода, содержащегося в
5. Вычисление массовой доли примеси.
а) Объяснение учителя, запись формулы.
б) Решение задачи.
Какой объем водорода образуется при растворении в соляной кислоте
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: §24; стр.87, задания 1, 3, 5.