Урок 29. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

0
547
страны мира

Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы узнали, сколько в тексте предложений?

– Назовите в каждом предложении главные члены.

III. Минутка чистописания.

1. На доске записаны слова.

Яг..да, к..пуста, г..рох, ур..жай.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные, обозначают неодушевленные предметы. Во всех словах пропущены безударные гласные, непроверяемые ударением.)

– Найдите лишнее слово. (1) Лишнее слово – капуста, пропущена безударная гласная а, во всех остальных словах пропущена буква о. 2) Лишнее слово – горох, это двусложное слово, все остальные слова трехсложные.)

оаоо оаоо…

– Определите порядок написания букв в цепочке. Напишите строчку до конца. (В цепочке буквы – орфограммы данных слов, расположенные по порядку.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

Отгадайте загадку:

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

– Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.

Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

помидор

– Запишите однокоренные слова, выделите корень.

– Какие могут быть помидоры? (Свежие, соленые, сочные, спелые, ранние, поздние …)

– Прочитайте стихотворение Е. Трутневой.

на доске записано стихотворение:

Урожай, урожай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор,

На гряде сорвать неплохо

Крупный, красный помидор!

Пробежишься огородом –

Съешь морковку мимоходом.

– А какой здесь помидор? (Крупный, красный.)

– Запишите словарные слова, встретившиеся в стихах, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

V. Ознакомление с термином «словосочетание».

1. Работа над правилом на с. 49.

2. На доске записано стихотворение М. Исаковского:

Блещут травы. Дремлют хаты.

Рощи вспыхнули вд..ли.

По незримому канату

Прот..нулись жур..вли.

– Прочитайте. Какие буквы пропущены? Обоснуйте свой ответ.

– Прочитайте предложения. Назовите главные члены. Выпишите словосочетания. (В первом предложении словосочетаний нет, потому что подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Во втором предложении словосочетаний нет. В третьем предложении два словосочетания: протянулись (где?) по канату, по канату (какому?) незримому.)

– Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть группы слов. если они являются словосочетаниями, вы хлопаете в ладошки, если нет – топаете ножками. Только будьте очень внимательны.

Учитель называет группы слов: ветер дует, весело бежит, заблудился в лесу, пришел к другу, летит птичка, собака лает, дремал на диване, весёлая песня, дети учатся, трудный день.

3. Коллективная работа над упражнением 102.

VI. Восстановление деформированных предложений.

Выполнить упражнение 103.

VII. Итог урока.

– Что такое словосочетание?

– Какие члены предложения не являются словосочетанием?

Домашнее задание. Упражнение 104, правило на с. 49.