Ц е л и: формирование умений правильно оформлять на письме предложения с обращением; распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращения.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
З а п и с ь слов под диктовку.
Дикарь, длина, зимой, дождинка, жестянка, глазник, домашний, дощечка, единичка, пожалеть, пожелтеть, зверек, зерно, дочитать, змеиный, узнавать.
– Какая орфограмма «объединяет» записанные слова?
II. Формирование новых знаний.
1. У п р а ж н е н и е 97 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 100.
После прочтения текста упражнения учитель организует его анализ по в о п р о с а м :
1) Из какого произведения А. Пушкина эти строки?
2) Содержат ли данные предложения прямую речь? Кому она принадлежит?
3) К кому обращается царевна? Какие слова помогли вам это понять?
4) В какой части предложения находятся эти слова? Как они выделяются на письме?
5) Прочитайте еще раз эти предложения и обратите внимание, как эти слова выделяются в устной речи.
– Прочитайте сведения о языке на с. 60.
З а у ч и в а н и е п р а в и л а (записано на доске).
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй!
3. С п и с ы в а н и е предложений из упражнения 100 с подчеркиванием обращений.
III. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 101.
– Сколько предложений в данном упражнении?
– Прочитайте первое предложение. Есть ли в данном предложении обращение? Какой частью речи оно выражено?
– Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении. Запишите его в тетрадь.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
2. Упражнение 102 учащиеся выполняют по заданию учебника.
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют ее по индивидуальным карточкам, выданным учителем.
З а д а н и е : расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.
В а р и а н т I
1. Не оставь меня кум милый!
2. Голубушка как хороша!
3. Здравствуй гостья-зима.
4. Вези старик ее куда захочешь.
5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!
В а р и а н т II
1. Отвези меня домой красный конь.
2. Разбуди эту землю весна.
3. Спой Светик не стыдись.
4. Друзья корабль не щепка.
5. Главное ребята сердцем не стареть.
V. Итог урока.
– С чем познакомились на уроке? Что такое обращение?
– Как выделяются обращения в устной и письменной речи?
– Каким членом предложения является обращение?
Домашнее задание: упражнение 103.