Урок 28. Добро и зло

0
837

Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи добра и зла в обществе; продолжить формирование умений анализиро­вать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, так­тичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гуманизм, мораль, этика, добро, зло, совесть), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что такое мораль»?

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 59 и 60

КАРТОЧКА № 59

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как соотносятся понятия нравственность и мораль?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Каково происхождение слов этика, мораль, нравственность?

– Почему возникают споры о понятиях «нравственность» и «мораль»?

– Какие точки зрения на соотношение морали нравственности су­ществуют?

– Почему некоторые ученые выделяют добрую и злую нравствен­ность? Приведите примеры.

– Почему не бывает людей только с доброй или только злой нрав­ственностью?

– С чего начинается мораль?

– Когда были заложены основные принципы морали?

– Чему учит «золотое правило морали»?

– Какая наука изучает мораль, учит разбираться в ней?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 60

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– В чем состоит смысл высших моральных ценностей и идеалов?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какой смысл имеет философская притча о дровосеке?

– Почему на каждого человека ложится ответственность за его по­ступки?

– Что значит быть ответственным человеком?

– Почему нельзя дать окончательные вопросы на вечные вопросы морали?

– Какие ценности называются моральными?

– Что представляет собой моральный идеал?

– Почему многие человеческие ценности и идеалы меняются в ходе исторического развития, а некоторые остаются неизменными?

– Что такое «категорический императив морали»?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Подберите слова-антонимы: мораль – …, нравственность – ….правда – …, добро – ….

ВАРИАНТ В

– Решите тест.

1. Какое из слов по смыслу означает характер?

а) этос; б) мораль;

в) нрав; г) все выше перечисленные.

2. Что начинается там, где один человек заботится о другом?

а) безнравственность; б) религия;

в) мораль; г) императив.

3. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди:

а) Моисей; б) Христос;

в) Конфуций; г) Кант.

4. Короткий мудрый рассказ:

а) заповедь; б) мораль;

в) наказ; г) притча.

5. Христианский идеал морали призывает преодолевать вра­жду через:

а) применение силы; б) философский спор;

в) милосердие; г) проповедь.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 59 и № 60, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Особые слова.

2. Добро.

3. Зло.

4. Критерий морального поведения.

Задача для учащихся: выяснить, какой меркой мерить добро и зло. Почему очень трудно всегда быть добрым?

При изучении данной темы учитель может выбрать один из вариантов:

ВАРИАНТ А

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

(учебник 1 (с. 329-332), или учебник 2 (с. 138)) и дополнитель­ным материалом

Задание для учащихся: подготовиться к дискуссии по теме урока. Докажите, что все различные значения понятия «добро» очень близки. Докажите, что «зло» многолико и коварно.

Дополнительный материал

Добро и зло – морально-этические категории, в которых выража­ется нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенной классовой позиции. Под добром понимается то, что общество (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: без­нравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований добра и зла. Идеализм усматривает их в божественной воле или абсо­лютном духе. Согласно этической теории Канта, добро является тем, что соответствует проявлениям нравственного закона, заложенного в каж­дом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек (категорический императив). Представители домарксовского материализма чаще всего находили источник добра и зла в абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (гедонизм, эвдемонизм). Даже те из них, кто связывал нравственность с условиями жизни и воспитанием человека, объявляли представления о добре и зле вечными и неизменными. Фактически же под «внеисторической челове­ческой природой» всегда скрывались социально обусловленные черты, свойственные представителям определенной социальной общности. Поэтому в обосновании добра и зла, по существу, каждый мыслитель от­стаивал нравственную позицию того или иного класса. Для современной буржуазной этики наиболее характерны, с одной стороны, попытки пред­ставить господствующие в официальной морали капиталистического общества представления о добре и зле как истинные и вечные, с другой, отрицание объективных критериев добра и зла. Научное обоснование понятий добра и зла впервые дано в марксистской этике. «Представления

о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». (Маркс К., Энгельс Ф. Т.20. С. 94). Но изменения эти не являются результатами произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник коренится в усло­виях жизни общества, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей должны быть оценены как добро и зло соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению историче­ских потребностей общества в целом, т. е. интересам прогрессивного класса, выражающего эти потребности. В коммунистической морали представления о добре и зле выражаются через совокупность конкрет­ных нравственных требований, определяющих нормы такого поведения людей, которое активно способствует освобождению трудящихся от эксплуатации, успешному строительству социализма и коммунизма, делу мира и социального прогресса. [28, с. 205-206]

2. Дискуссия по данной теме с использованием сообщений учащихся

ВАРИАНТ Б

1. Рассказ учителя о добре и зле (в объеме учебника)

Задание для учащихся: выяснить, что включает в себя поня­тие «добро», а что понятие «зло». Каковы критерии морального поведения?

В тетради должен быть сделан вывод: главный критерий мо­рального поведения – гуманизм.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополни­тельного материала (см. выше)

Задание для учащихся: приведи примеры злых и добрых по­ступков. В каких литературных произведениях автор обращается к теме добра и зла?

3. Самостоятельная работа с биографией Л.Н. Толстого

Задание для учащихся: может ли жизнь человека служить образцом борьбы за торжество добра?

IV. Закрепление изученного на уроке

– Каковы нормы морального поведения?

– Какие значения имеет понятие «добро»?

– Может ли добро быть с кулаками?

– Почему человек, совершивший плохой поступок пытается оправдать его добрыми намерениями?

– Почему трудно всегда быть добрым?

V. Подведение итогов урока

– Какой меркой мерить добро и зло?

– Почему очень трудно всегда быть добрым?

Домашнее задание

1. Прочитать § 50 учебника 1 (с. 180-182) или § 17-18 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Что такое добро?

– Что такое зло?

3. Выполнить в тетради задания 4 и 7 на с. 333, учебник 1.