Ц е л и: формировать умения выделять в тексте предложения с прямой речью, правильно оформлять предложения с прямой речью на письме; составлять схемы предложений с прямой речью.
Х о д у р о к а
I. Зрительный диктант.
Выполняют под диктовку упражнение 98.
Ученики читают текст, объясняют написание пропущенных орфограмм, расстановку пропущенных знаков препинания. После записи текста под диктовку подчеркивают в каждом предложении грамматическую основу. Обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
– Есть ли в данном тексте предложения с прямой речью? Что такое прямая речь?
– Составьте свое предложение с прямой речью.
– Как на письме выделяется прямая речь?
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 94.
– Прочитайте текст. Сколько в нем предложений с прямой речью?
– Выполните второе задание к упражнению, используя вопросы, данные на с. 56.
– Сравните свои наблюдения с правилом на с. 56.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 95.
– Что можете сказать о постановке точек и запятых в предложениях с прямой речью?
– Прочитайте правило, помещенное в учебнике на с. 57.
– Что нужно запомнить о расстановке знаков препинания (! ? . ,) при записи предложений с прямой речью?
III. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 96.
Учащиеся читают текст, находят предложения с прямой речью, выделяют слова автора и прямую речь. Самостоятельно записывают предложения с прямой речью.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
1) Перепишите, расставляя знаки препинания. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите прописную.
Н а д о с к е:
В а р и а н т I 1. Мы попросили лесника проводи нас, дедушка. 2. Мама окликнула меня надень пальто. 3. Гусля залез на сцену и закричал все ко мне. |
В а р и а н т II 1. Жаворонок поднялся высоко в небо и запел как хорошо в свежем утреннем воздухе. 2. Советую тебе присмотреться к осеннему лесу говорил отец. 3. Знайка сказал сделаем воздушный шар и полетим. |
2) Подберите схему для каждого предложения. (Соотнесите номер предложения с буквенным обозначением схемы, соответствующей ему.)
1. «Сумеешь выбраться из леса?» – спросил паренек. 2. Яна сказала: «Уже темнеет». 3. «Вперед!» – крикнул командир. 4. Щенок удивился: «Куда же удод подевался?». |
|
Учитель предлагает выполнить задание каждому учащемуся на карточках.
IV. Итог урока.
Расскажите о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
– С какой буквы пишутся слова автора после прямой речи?
Домашнее задание: упражнение 99.