Урок 28
Тема: мягкие и твердые согласные звуки
Цели: систематизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; отработать умение писать слова с мягким знаком на конце слова; познакомить с новыми словарными словами.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 32, с. 80.
– Какие опасные места содержат слова?
– Назовите звуки в этих словах.
– Что вы можете о них рассказать?
II. Актуализация опорных знаний.
Восстановите схему.
– Приведите примеры к схеме.
! Игра «Живые звуки».
Учитель раздает ученикам буквы.
– Отгадайте загадку.
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
– Составьте это слово. (Ученики выстраиваются, держа буквы впереди себя.) Проверка.
– Буквы, оживите! – командует учитель. Каждый ученик рассказывает о «себе».
Образец:
– Я буква С, обозначаю звук [с], согласный, глухой, твердый.
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 33, с. 80.
– К какой сказке нарисована иллюстрация?
– Назовите каждый месяц.
– В названии каких месяцев на конце слова слышится мягкий согласный звук?
– Почему он мягкий? Что помогает ему быть мягким?
– Выполните письменное задание. (Комментированное письмо.)
– Что вы можете рассказать о букве мягкий знак. Посчитайте количество букв и звуков в словах.
– В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?
– А почему в словах январь и ноябрь количество звуков и букв одинаковое?
2. Выполнение упражнения 34. Словарная работа.
– Восстановите и запишите слова. Сравните количество звуков и букв в каждом слове.
– Прочтите новые словарные слова. Объясните значение этих слов.
– Почему буква «е» выделена красным цветом?
– Произнесите эти слова звуками. Что интересное заметили? (Все согласные звуки мягкие.)
– Почему?
– Составьте предложения с этими словами.
– Запишите их. О чем надо помнить при записи предложений?
IV. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
– Как обозначается мягкость согласного на конце слова?
– Приведите примеры таких слов.