Цели: подвести учащихся к пониманию значимости моральных принципов для человека, важности соблюдения «золотого правила нравственности»; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся необходимости сохранения и соблюдения моральных ценностей в современном мире.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, нравственность, гуманизм, «золотое правило нравственности», моральная ответственность, нравы, принципы морали, моральный идеал, общечеловеческие (абсолютные) духовные ценности), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Личность и личный выбор»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 56-58
КАРТОЧКА № 56
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как человек становится личностью?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что отражает понятие «человек»?
– Какими чертами обладает личность?
– Почему важно иметь личное мнение и уметь отстаивать его?
– Как вы понимаете слова Канта «способность человека быть господином самому себе»?
– Как происходит формирование личности?
– Когда личность становится отрицательной?
– Какое влияние на формирование личности оказывает общество?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 57
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему стыд и правда – ценности особые, уникальные?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Чему учит миф о стыде и прааде?
– Почему талант и способности боги даруют избирательно, а стыд и правду всем?
И А. В. Поздеев
– Что такое ценность?
– Как выстраивается пирамида ценностей?
– Какие ценности являются наиболее важными для человека?
– Почему стыд и правда относятся к общечеловеческим ценностям?
– В чем особая ценность стыда и правды?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 58
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Кто контролирует наш моральный выбор?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Приведите пример моральных норм.
– Почему у человека всегда есть свобода выбора?
– В чем сущность морального выбора?
– Когда возникают конфликтные ситуации между людьми?
– Что такое общественное мнение?
– Кто контролирует наши поступки?
– Что связывает моральный выбор и ответственность за совершенные поступки?
– Почему каждому человеку нужна нравственная культура?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Составьте пирамиду ценностей.
– Какие ценности вы поставили на первое место? Почему? ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
– Что можно сказать о выборе, сделанном девочкой Женей? Как оценить ее поступок с точки зрения морали?
Дополнительный материал
…Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Вслю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А тебя как?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. [26]
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 56-58, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Нравственность, мораль.
2. Моральная ответственность.
3. Высшие ценности и идеалы.
Задача для учащихся: выяснить суть спора вокруг понятий мораль и нравственность. Что такое моральная ответственность? Каковы высшие ценности и идеалы человечества?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала
Задание для учащихся: какие из заповедей Библии наиболее значимы для вас? Потеряли ли они актуальность в наши дни? Почему?
2. Беседа по тексту заповедей
3. Рассказ учителя о нравственности и морали (в объеме учебника)
Учебник 1 (с. 323-325) или учебник 2 (с. 169-172).
Задание для учащихся: выяснить, какие точки зрения на мораль и нравственность существуют среди философов. Оформить ответ в тетради. Какая из точек зрения вам ближе? Выпишите новые для тебя термины и понятия.
Вариант ответа в тетради:
• Мораль и нравственность – это слова-синонимы.
• Нравственность – это совокупность людских нравов, сама жизнь. Мораль – это результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом, о добром и злом. Мораль содержит определенные правила, которые императивно направляют, регулируют поведение людей.
• Нравственность бывает добрая и злая.
• Нравственность и мораль – только все доброе, только хорошие принципы, а все злое – это безнравственность, аморальность.
• Моральные нормы сформулированы неясно, расплывчато, меняются в ходе истории.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 325-326), или учебник 2 (с. 169-172)) и дополнительным материалом
Задание для учащихся: выяснить, какую моральную ответственность несут люди перед животными, друг другом.
5. Беседа по прочитанному тексту
6. Рассказ учителя о высших ценностях и идеалах (с привлечением дополнительного материала для учителя и материала учебника 1 (с. 326-327))
Задание для учащихся: каковы высшие ценности и идеалы человечества? Можно ли назвать их вечными?
IV. Закрепление изученного на уроке
– Как происходило складывание основных моральных ценностей?
– В каких источниках сформулированы общечеловеческие ценности?
– Что такое моральный идеал?
– Сформулируй «золотое правило нравственности»?
– Что общего в «категорическом императиве» И. Канта и «золотом правиле морали» Конфуция?
– Что некоторые философы понимают под злой нравственностью?
V. Подведение итогов урока
– В чем суть спора вокруг понятий мораль и нравственность?
– Что такое моральная ответственность?
– Каковы высшие ценности и идеалы человечества?
Домашнее задание
1. Прочитать § 49 учебника 1 (с. 180-182) или § 21 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Как соотносятся понятия нравственность и мораль?
– В чем состоит смысл высших моральных ценностей и идеалов?
3. Выполнить в тетради задания 2 и 4 на с. 328 учебника 1 или практикум на 153 учебника 2.
4. Подготовить сообщения. Примерные темы: «”Непротивление злу насилием” – возможно ли оно в наши дни?», «Почему «зло» многолико и коварно?», «Л.Н. Толстой о добре и зле».