Цели урока: познакомить учащихся с составом населения и политической картой Африки, раскрыть зависимость между размещением населения, историческими и природными факторами; в процессе рассмотрения политической карты материка продолжить формирование умения определять географическое положение объекта (страны).
Средства обучения: карта рас, карты народов и плотности населения, политическая карта материка, учебные картины и экранные пособия с изображением народов Африки.
Основные представления и понятия: численность населения, расы, этносы (народы), языковые семьи и группы, плотность населения, религия, страна, колония.
Номенклатура: названия и положение на карте наиболее значимых государств материка.
Межпредметные связи: древние государства в Африке, завоевания арабов в VII-XI вв. (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Население Африки
Рассказ учителя. Численность, расовый и этнический состав населения; размещение народов на территории материка; культура народов материка.
Практическая работа. Установить по картам и тексту учебника (§ 25, стр. 102-104) территории проживания самых больших по численности народов, области высокой, средней и низкой плотности населения, объяснить причины установленных фактов.
Сообщение учащихся. Тема: “Особенности культуры и быта некоторых народов Африки”.
2. Политическая карта материка
Рассказ учителя. Колониальное прошлое материка, формирование современной политической карты во второй половине XX в.
Практическая работа. Определить по картам самые большие, средние и малые по площади страны; страны, имеющие морские границы, и континентальные страны; страны с арабским населением; страны с высокой и низкой плотностью населения.
Задание. По тематическим картам определить страны с горным рельефом, страны с субэкваториальным, тропическим и субтропическим климатом; страны, расположенные в бассейне рек Замбези, Нигера; расположенные целиком в зоне влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь.
Закрепление изученного
Сравните численность населения Африки с населением других материков, сделайте вывод.
Представители каких этносов преобладают в населении материка?
Какие народы живут на Мадагаскаре, в горах Атласа, в бассейне реки Конго?
Какие некоренные народы и где живут на материке?
Назовите древние государства Африки, где они были расположены?
Как и когда изменялась политическая карта материка?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку