Урок 27
Тема: мягкие и твердые согласные звуки.
обозначение мягкости согласных на письме
Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; формировать представление о способах обозначения мягкости согласных мягким знаком.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка к письму.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
2. Выполнение упражнения 26, с. 76.
– Почему последнее слово написано с большой буквы?
– Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?
– Назовите согласные буквы. Что вы можете о них рассказать?
II. Словарная работа.
«Незнайкин диктант».
– Исправьте ошибки.
Масква, Росия, тарелка, питух, морков, копуста, палто.
III. Актуализация опорных знаний.
– Назовите слова из словарика, в которых все согласные твердые. (Капуста, ворона, сорока, Москва.)
– Сравните слоги: но – нё, ка – ки, су – сю, лы – лю, мэ – мя.
– Что позволяет согласному быть мягким?
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 27, с. 76.
– Назовите изображенные предметы. Что они называют?
– Объедините их в пары по первой букве: лошадь – лиса, бинокль – барабан, машина – медведь.
– Произнесите первый звук каждой пары. Чем эти звуки различаются?
– В каких словах первый согласный звук мягкий?
– От чего зависит мягкость согласного звука?
– Вспомните и расселите гласные в их квартиры.
(Набор букв и домик, в котором окошки верхнего этажа «выкрашены» синим цветом, а нижнего – зеленым.)
2. Выполнение упражнения 28, с. 77.
– Назовите каждую пару изображенных предметов.
– Произнесите первый звук в словах каждой пары.
– Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?
– Прочитайте сообщение Грамматика.
– Согласны ли вы с ним? Подтвердите свое согласие примерами.
3. Выполнение упражнения 29, с. 77.
– Какой звук слышится в конце каждого слова отгадки?
– Как обозначается мягкость согласного звука на письме в этих словах?
– Запишите, подчеркните мягкий знак.
– Прочитайте правило в красной рамке.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4. Выполнение упражнения 30 (по заданию).
V. Закрепление.
– Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
Рука – река (2) лес – лось (3)
кот – кит (2) липа – лапа (2)
VI. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить согласные?
– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?
– Приведите примеры.