Урок 26. Личность и личный выбор

0
569

Цели: подвести учащихся к пониманию необходимости делать выбор в своей жизни; продолжить формирование умений анализи­ровать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, рабо­тать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся потребности в развитии личностных качеств, умения отстаивать свою точку знания и ува­жать мнение своего собеседника.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (человек, личность, ценности, моральный выбор, совесть), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Права человека и гражданина»

1. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Разбейте отрасли права на 2 группы: уголовное право, на­следственное право, семейное право, административное право, гражданское право, политическое право. (Личное право – наследственное, семейное и гражданское. Пуб­личное право — уголовное, административное, политиче­ское.)

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос класса

Что такое духовная жизнь общества? (Она включает в себя нравственные принципы, культурные, религиозные, образо­вательные, научные взгляды.)

Кого можно назвать предпринимателем? (Человека, готового идти на риск для получения прибыли.)

Чем преступление отличается от проступка? (Проступок – действие, нарушающее нравственные нормы, преступле­ниенормы, предусмотренные уголовным правом.)

Каковы основные права и обязанности гражданина? (Обя­занности граждан: защищать Отечество, платить налоги, беречь природу, памятники истории и культуры и др. Права граждан: на жизнь, на свободу, на личную неприкосновен­ность и др.)

В чем отличие частной жизни от публичной? (Частная жизнь включает в себя: внутреннюю духовную жизнь чело­века, непосредственное межличностное общение, действия, касающиеся семейного и личного потребления и имущест­венные отношения. Публичная жизнь – жизнь гражданина в качестве участника политики.)

– Какие отрасли права составляют частное право, а какие пуб­личное? (Личное право – наследственное, семейное и граж­данское. Публичное право-уголовное, административное, политическое.)

III. Изучение новой темы

План

1. Как стать личностью?

2. Урок мудрости.

3. Что такое ценность?

4. Моральный выбор, моральный контроль.

Задача для учащихся: выяснить, как стать личностью. Какие ценности считать общечеловеческими? В чем сложность мораль­ного выбора?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 316-318).

Задание для учащихся: выяснить, что значит «быть господи­ном самому себе».

2. Беседа по прочитанному тексту

В беседе необходимо рассмотреть следующие моменты:

• Личность – индивид, которому свойственны определенные социально значимые черты.

• Личность должна:

а) быть автономна;

б) иметь твердые принципы;

в) иметь добровольно сформированные принципы.

3. Рассказ учителя об уроке мудрости (в объеме учебника) Задание для учащихся: какие уроки мудрости содержатся

в мифе о стыде и правде?

Варианты ответа:

• Всем людям необходимо овладеть умением добиваться согласия. Человеку нужно учиться быть человечным, гу­манным.

• Только стыд и правда способны очеловечить человека, сбли­зить людей и вывести их на путь добра, мира, справедли­вости, порядка.

• Без стыда и правды человечество обречено на гибель и са­моистребление.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 318-319) или учебник 2 (с. 136-143).

Задание для учащихся: составьте схему ваших личных цен­ностей (см. ниже). Являются ли стыд и правда вашими ценно­стями?

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 319-321) или учебник 2 (с. 136—143).

Задание для учащихся: выяснить, кто контролирует наш мо­ральный выбор? Для чего каждому из нас нравственная культура? Дополнительный материал VIP-детки – папины бедки?

Дженну Буш, дочь президента США, штрафовали за употреб­ление пива в ночном клубе – ей тогда было 19, а распивать спиртное закон дозволяет только с 21. Потенциальный наследник британской короны принц Гарри пару лет назад тоже оплошал на одной из вече­ринок, куда явился в немецкой форме со свастикой на рукаве, с сига­ретой и стаканом алкоголя в руке. А вот бывшего президента Эстонии А. Рюйтеля по-крупному подставили его несовершеннолетние внуч­ки, устроив с дружками пьяный дебош во дворце у дедушки.

Сын президента Украины Андрей Ющенко был оштрафован на 17 гривен (примерно 3 доллара) за управление чужим «БМВ».

До этого журналисты со скандалом пытались узнать, откуда у президентского отпрыска элитный мобильный телефон за 40 тыс. долларов. Сына нобелевского лауреата Альберта Гора-младшего на­казывали общественными работами за хранение марихуаны и управ­ление машиной в нетрезвом состоянии. Сына экс-президента Польши Пшемыслава Валенсу осудили на год лишения свободы за вождение авто в пьяном виде.

Небезгрешны бывают дети политиков и в России. Скажем, «от­личился» сын вице-премьера, 24-летний Петр Жуков. Этим летом он был приговорен в Лондоне к штрафу в 7,5 тыс. фунтов стерлингов и 14 месяцам заключения. Полиция обвинила его вместе с приятелем в избиении британца. [13]

Варианты ответа:

• Моральный выбор контролирует совесть. Мораль – духовная опора человека.

• Умение поступать в соответствии с принципами морали вырабатывается с годами. Жить по законам нравственно­сти – значит получать от людей гораздо больше, чем отда­ешь им.

• Нравственная культура вырабатывается человеком всю жизнь и только собственными духовными усилиями.

IV. Закрепление изученного на уроке

– Чем личность отличается от индивида?

– Кого можно назвать выдающейся личностью? Почему?

– Какие качества личности выделил И. Кант?

– Как формируется личность?

– В чем смысл мифа о стыде и правде?

– Как стыд и правда могут объединять людей?

– Какие ценности важны для большинства людей?

– Что такое моральный контроль? Как осуществляется мо­ральный выбор?

V. Подведение итогов урока

– Как стать личностью?

– Какие ценности принято считать общечеловеческими?

– В чем сложность морального выбора?

Домашнее задание

1. Прочитать § 48 учебника 1 (с. 316-321) или § 18 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Как человек становится личностью?

– Почему стыд и правда – ценности особые, уникальные?

– Кто контролирует наш моральный выбор?

3. Выполнить в тетради задание 3 на с. 322 учебника 1 или практикум на с. 144 учебника 2.