Цель урока: прививать учащимся интерес и уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», мяч, карточки с рисунками звезд, солнца, луны, облаков, радуги, а также с рисунками обитателей земли и обитателей воды, отрывок из видеофильма о праздниках и традициях казахского народа, макет карты Казахстана, сказочные птицы по количеству детей в классе.
Круг радости
Учитель и дети приветствуют друг друга в кругу радости.
Учитель бросает мяч кому-либо из детей и задает вопрос: «Какие праздники своей страны и народа вы знаете?»
Получивший мяч отвечает на вопрос и передает мяч следующему ученику по кругу, который отвечает на этот же вопрос. Каждый последующий из детей повторяет все сказанное предыдущим и добавляет свое. Самый последний в круге повторяет все сказанное и возвращает мяч учителю.
Затем учитель снова бросает мяч кому-либо из детей и задает новый вопрос: «А какие традиции вы знаете?»
Побеседуем
– Люди всегда любили и радостно встречали праздники. Слово «праздник» буквально обозначает день торжества, установленный обычаями, а также в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.
– Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?
– Какие праздники устраивали в старину?
– Нужны ли праздники в наше время?
– Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечают с давних времен?
Размышления детей .
– Человек, который любит свою страну, уважает и чтит праздники и традиции своего народа, является достойным сыном или дочерью народа и настоящим гражданином страны.
Народные праздники и традиции – это часть истории и культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.
Упражнение «Наша Родина»
Дети делятся на группы и получают от учителя карточки с рисунками звезд, солнца, луны, облаков, радуги, а также с рисунками обитателей земли и обитателей воды. Каждая группа от лица тех, кто ей достался на карточке, придумывает рассказ, легенду или сказку о родном крае, Отечестве.
Групповая работа «Нам подарен праздник»
Учитель предлагает детям поразмышлять на заданную тему.
– Подумайте и назовите праздники и традиции казахского народа, идущие из глубины веков.
Ответы детей.
– Что такое «Наурыз»?
– Что вы знаете о празднике Наурыз?
– Какие интересные события происходят на этом празднике?
– Какими традициями сопровождается праздник Наурыз?
– Что бы вы хотели узнать нового о празднике Наурыз?
Размышления детей.
Все сведения, которые называют дети, заносятся учениками в графу «Знаю».
Вопросы заносятся во вторую графу «Хочу узнать».
После чтения текста дети заполняют третью графу «Узнал».
Информация о Наурызе
– Что бы вы еще хотели узнать об этом празднике?
Ответы детей .
Работа с хрестоматией
«Праздник Наурыз»
Один из главных праздников для казахстанцев, который ждут с нетерпением все, от мала до велика, – начало года, Наурыз. Он приходит, когда старый сват Мороз лишается своей лютости и наступает весеннее равноденствие. Обогретая солнечными лучами Земля, покрывается зеленой муравой, и радость обновления, ощущение надежды и благоденствия охватывает и людей, и животных.
– Да будет благословен великий благодатный праздник – говорят при встрече люди друг другу, обнимаясь и радуясь. В этот день всем положено нарядиться в самые лучшие, чистые одежды, стряхнуть с себя уныние и горести, забыть обо всех прошлых обидах и недоразумениях, открыть сердце только добру. Быть великодушными, не помнить зла – главное требование этого замечательного праздника.
Под руководством почтенных бабушек, с активным участием девушек и молодых женщин готовится ритуальная (специальная) праздничная еда, которая называется «наурыз-коже». При приготовлении этой еды должна быть обязательно соблюдена традиция: наурыз-коже должно быть приготовлено из семи компонентов. Дело в том, что число «семь» считается священным у казахского народа.
Заслуживает особого внимания традиция приготовления наурыз-коже. В хорошо очищенный, тщательно вымытый котел-казан кладут отборную пшеницу, заливают цельным молоком, настаивают, потом добавляют мелко нарезанное мясо, сливочное масло, сушеный сыр-курт и другие любимые казахские кушанья. Отведать наурыз-коже собираются все аулчане, и стар и млад, говорят слова благодарения этому весеннему дню.
Почтенные дедушки принимают самое активное участие в празднике: они задабривают родник растопленным маслом, поливают траву молоком. Молодежь сажает деревца, чистит арыки, подметает дворы, убирает мусор.
Наурыз – это праздник духовного возрождения.
После чтения текста учитель предлагает детям просмотреть записи и рассказать, что нового они узнали из обсуждения и текста (все новые знания заносятся в третью графу «Узнал»), поделиться своими мнениями о том, на какие интересующие их вопросы они нашли ответы в тексте.
– Как вы думаете, почему Наурыз считается особым праздником, праздником духовного возрождения?
– Отмечают ли этот праздник в вашей семье?
– А как отмечают Наурыз в ваших семьях?
– Какими традициями он сопровождается?
– Какие еще праздники седой старины вы знаете?
– Расскажите, как они проводятся.
Размышления детей.
Просмотр отрывков из видеофильма о праздниках и традициях казахского народа.
По итогам просмотра фильма учитель и дети делятся своими мнениями.
Работа в тетради
Учитель предлагает детям выполнить в тетради задание 1.
Давайте представим себе, что сегодня ночью нам выпала возможность загадать заветное желание. Подумайте, какое желание вы бы загадали в эту ночь. Напишите об этом в своей тетради.
Дети зачитывают свои записи по желанию.
Чтение с обсуждением
«Праздники и традиции родной Земли»
Учитель предлагает детям прочитать в хрестоматии об интересных и добрых традициях казахского народа.
Дети размышляют; обмениваются своими мнениями; дополняют рассказы друг друга; закрепляют полученную информацию.
Упражнение «Птица – праздник»
– Дети! К нам сегодня прилетели удивительные птицы – «птицы-праздники».
Учитель раздает каждому вырезанную из белой или желтой, голубой, салатной и других светлых цветов бумаги волшебную птицу, похожую на жар-птицу.
– Напишите на крыльях этих красивых птиц праздники, которые вы хотели бы отмечать в нашей стране. Объясните, почему?
Затем учитель предлагает детям прикрепить птиц на макет карты Казахстана.
– Посмотрите, какой красивой и праздничной стала наша страна!
Работа в тетради
– Праздники, которые мы отмечаем в нашей многонациональной стране – Республике Казахстан, можно разделить на две группы. Как вы думаете, какие?
Размышления детей.
– Действительно, есть праздники, которые мы называем государственными праздниками. Государственные праздники – это те, которые отмечаются в нашем государстве. Выполнить задание 2. Но есть еще и такие праздники, которые отмечают люди во всем мире. Их называют международными.
Учитель предлагает детям прочитать в тетради задания 3, 4 и выполнить их.
– Подумайте и расскажите, какие из этих праздников называются государственными?
– Знаете ли вы какие-нибудь праздники, которые празднуется в других странах? Напишите.
– Какие праздники празднуют во всем мире? Нарисуйте такой праздник.
Дети выполняют задания.
Домашнее задание
Учитель знакомит детей с темой следующего урока самопознания – «Праздник, который полюбят все»; он объясняет, что для проведения этого занятия необходимо будет разделить класс на группы. Класс делится на две группы, и каждая из них получает такие домашние задания :
1. Расспросить у взрослых о старинных праздниках своего народа, а также о праздниках других народов, которые они знают.
2. Задание для всех детей.
Записать в блокнот:
а) названия праздников;
б) для чего они проводились;
в) сохранились ли они сегодня;
г) в какие костюмы были одеты участники праздников;
д) какие угощения готовились для народа;
е) какие детские, молодежные и спортивные турниры и состязания проводились;
ж) какие дарились подарки (и т.д.).
3. Подготовиться к «Празднику Мира и Добра»:
Задание для первой группы :
а) «сочинить» музыку к празднику;
б) придумать к этой музыке веселый и подвижный танец;
в) при создании музыки и танца заимствовать песню, мелодию у современных или народных композиторов, а также известные всем танцевальные движения.
Задание для второй группы :
г) сочинить и инсценировать легенду праздника.
Задание для всех детей:
д) придумать и нарисовать в тетради эскиз костюма для праздника (задание 5);
е) приготовить по своему эскизу праздничный костюм;
ж) подготовиться к презентации своего костюма, потому что лучшие из них будут отмечены призами;
з) подготовить подарки к «Празднику Добра и Мира», для чего:
– сделать цветы пожеланий (задание 6 в тетради);
– попросить Добрых Волшебников (ими могут стать и родители учащихся) приготовить и испечь праздничный пирог.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети благодарят друг друга за знания и радость общения на уроке.