Урок 24 Тема: Признательность и благодарность

0
1242

Цели урока:

ознакомление учащихся с ценностями «признательность» и «благодарность»;

привитие детям понимания, что признательность и благодарность способствуют достижению взаимного согласия между людьми, воодушевляют их, помогают им;

стимулирование ребенка быть признательным и благодарным своим родителям, близким и родным, Родине.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в наш круг радости. Давайте поблагодарим своих родителей и Матушку-Природу за еще один прекрасный день нашей жизни! Мысленно пообещаем себе прожить этот день достойно. А выразим мы свою благодарность и признательность с помощью песни, которая так и называется «Спасибо»:

Спасибо, спасибо, спасибо

За сегодня!

Спасибо, спасибо, спасибо,

За сейчас.

Обратите, пожалуйста, внимание на слово «Здравствуйте». Посмотрите, оно имеет корень «здрав». Этот корень обозначает здравие, здоровье. Следовательно, когда мы говорим другому человеку «Здравствуйте», мы желаем ему здравия, здоровья. Помните, что в ответ нам говорят? Конечно же, в ответ мы слышим также слово «Здравствуйте». Тем самым к нам в ответ возвращается пожелание здравия и здоровья.

2. Поговорим

Мы сегодня будем говорить об особых, волшебных словах.

Каким словом человек выражает благодарность и признательность?

Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Ответы детей).

Правильно, ребята, словом «спасибо» мы выражаем свою признательность и благодарность. А что же нам подскажет словарь? Давайте найдем значения этих слов в словаре. Благодарность – это чувство признательности человека к кому-нибудь за оказанное ему добро, внимание, услугу. Благодарность – это умение выразить свои чувства словами. Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).

Скажите, за что мы можем быть благодарны сегодняшнему дню? (Ответы детей).

Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и обучаться.

3. Обратимся к учебнику

Ребята, откроем учебник «Азбуку Самопознания» и прочитаем его разъяснения об этих духовных ценностях. Запомните их.

Признательность – это чувство удовлетворения и благодарности человека к другому человеку за услугу, внимание, помощь, добро.

Благодарность – это чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.

Молодцы, ребята! А сейчас мне будет очень интересно послушать ваши рассуждения. Послушайте внимательно пословицу. «Каждый день будь благодарен за то, что имеешь, и за то, что ты есть». Подумайте над ней. Порассуждайте. Пофилософствуйте. Расскажите, о чем она? (Ответы детей). Запомните эту пословицу. Она вам очень пригодится в жизни.

А теперь я вас ознакомлю с одной очень интересной историей, которую мне рассказала «Азбука Самопознания». Называется же история «Оплачено стаканом молока». Послушайте ее внимательно.

Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная женщина. Он совсем растерялся. Он решился попросить у нее стакан воды.

Она поняла, что он был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?»

«Вы ничего мне не должны», – ответила девушка. – Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».

«В таком случае – сердечно благодарю», – ответил он. Когда Ховард Келли вышел из дома, он чувствовал себя не только физически крепче, но и морально, поверив в доброту Бога и людей.

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили послать ее в большой город на обследование специалистов. Доктора Ховарда Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошел в ее палату. Врач вошел в палату в своем белом халате и сейчас же узнал ее. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать все возможное, чтобы спасти ее. С этого дня он уделял ей особое внимание.

После долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил бухгалтерию подготовить ему счет за лечение.

Когда ему принесли счет, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и попросил отнести счет в ее комнату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придется платить по нему всю оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись с краю:

«Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Келли».

Слезы радости навернулись на ее глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.

О чем этот рассказ?

Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда выпил стакан молока, принесенный ему девушкой?

А что чувствовала женщина, когда прочитала надпись на счете: «Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Хелли»?

О каких духовных ценностях идет речь в этой истории?

Найдите в этой истории тексты, в которых описаны чувства признательности и благодарности ее главных героев. (Ответы детей).

Как часто мы боимся вслух произнести слова признательности и благодарности, но какое чувство удовлетворения испытываем мы, если делаем это.

4. Творим в тетради

Признательности и благодарности заслуживает каждый из нас. Но часто мы принимаем добрый поступок как должное, обязательное. Вдумайтесь в это волшебное слово – БЛАГОДАРНОСТЬ. В этом слове есть два кратких слова, которые обозначают «блага» и «дарю». Посмотрите, какое дивное слово придумал когда-то человек.

Откройте свою «помощницу». На ее страничках вы найдете интересные задания, связанные с признательностью и благодарностью. Прочитайте их. Подумайте над ними

Итак. Подумайте, поразмышляйте над этим Заданием 1. Напишите на лепестках ромашки имя близких, родных, друзей или еще кого-либо, кому вы выражаете свою признательность. Раскрасьте картинку в любимые цвета. (Дети выполняют задание. обмениваются впечатлениями).

А теперь я предлагаю вам выполнить Задание 2 «помощницы». Благодарность – это важная духовная ценность. На лепестках ромашки выразите свою благодарность тем людям, которым вы были признательны. Напишите. Раскрасьте цветок.

5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо…!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Образуем «круг радости». Когда к вашей группе присоединяется последний ученик, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

6. Обратимся к учебнику

В «Азбуке Самопознания» найдите и прочитайте Задание 3. Посмотрите внимательно на страничку. Подумайте и расскажите, как называется сказка? О чем она заставляет задуматься? Расскажите, кто из героев сказки и как проявлял чувство признательности и благодарности, используя слова-помощники.

7.Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте рассказ А.Г.Алексина «Где квартира Егорова?» Ответьте на вопросы Задания 2.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает детей в круг.

Дети, не скупитесь на добрые слова, на добрые дела, на добрые мысли, на добрые чувства. Говорите чаще волшебное слово – «спасибо». Помните, что человек, услышавший слова благодарности и признательности, готов творить добрые дела снова и снова. Научитесь ценить каждую минуту вашей жизни и быть благодарными Матушке-Природе за все, что она дарит нам: за ласковое солнышко, за веселый дождик, за забавные снежинки, за мягкие, как пух, облака, за отзывчивость близких людей, за бескорыстную любовь.

7. Потенциал. Китайская сказка «Желтый аист»

Говорят, что жил когда-то в Китае бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто умер бы с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить. Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:

– Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за всё, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!

И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок жёлтого мела и нарисовал на стене чайной жёлтого аиста.

– Этот аист, – сказал Ми, – принесёт вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните: никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека… А теперь прощайте.

И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.

Хозяин был удивлён, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же аист сошёл со стены и протан­цевал несколько танцев. Да ещё как весело и забавно! А потом ушёл обратно. Гости были в восхищении: удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.

И так было каждый раз. Слух о диковинке разнёсся повсюду. Народ валом валил в чайную, и хозяин быстро богател. Обещание студента Ми сбывалось.

Но вот однажды в чайную зашёл богатый начальник – манда­рин. Видит – сидят кругом одни крестьяне да ремесленники. Рас­сердился мандарин и приказал всех выгнать.

Слуги налетели с палками, народ разбежался, и мандарин ос­тался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всём. Он трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошёл со стены и протан­цевал один танец. Вид у него был пасмурный и больной. Потом он ушёл обратно и больше не шевелился. Мандарин кричал, грозил, но сделать ничего не мог.

А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошёл открывать. Видит – стоит студент Ми и молчит. Вынул Ми из кармана дудочку, заиграл и пошёл не оборачиваясь. Аист встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет один человек, она все равно исчезнет.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса