Урок 24
Тема: гласные и согласные звуки
Цели: активизировать знания учащихся о согласных звуках; систематизировать знания о признаках гласных звуков; развивать память, мышление, внимание.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 11, с. 68.
– Почему объединили буквы Р и Ф.
– Что называют слова Римма, Федя?
– Назовите полное имя мальчика.
– Припишите его на этой же строчке.
II. Актуализация опорных знаний.
– Сколько гласных звуков в имени девочки?
– Сколько гласных букв в имени мальчика? Какие звуки они обозначают?
– Грамматик начал составлять схему, помогите ее закончить.
(Ученики вписывают гласные звуки в кружки.)
– Как вы думаете, что Грамматик хотел написать под второй стрелочкой? Какие еще бывают звуки?
III. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя.
– Припишем под второй стрелкой: согласные.
– Назовите согласные звуки. Почему их так называют?
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Выполнение упражнения 12, с. 68.
– Назовите изображенные предметы.
– Ответьте на вопросы, помещенные в красной рамке.
– Прочтите сообщение Грамматика.
– Попытайтесь завершить схему Грамматика. (Учитель работает по ленте букв.)
Для учителя: все согласные глухие звуки собраны в предложении:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
3. Выполнение упражнения 13, с. 69.
– К какой сказке выполнена иллюстрация?
– Какой фрагмент к сказке написан? (Чтение четверостишия.)
– Кому принадлежат эти слова? (Лисе.)
– Спишите слова лисы.
– Подчеркните буквы на месте согласных звуков. (Работа выполняется коллективно.)
– Дайте характеристику каждому согласному звуку. ((колокольчик) – звонкий,(шляпа) – глухой)
– Напишите слово лиса в транскрипции. ([Л’ИСА].)
– Вспомните словарное слово, обозначающее это животное. Произнесите его так, как напишете.
4. Выполнение упражнения 14, с. 70.
– Назовите каждый предмет.
– Запишите только те слова, которые начинаются с согласного звука. Какие слова написали? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки. «Наденьте шапочки» этим звукам.
– Назовите слова, которые содержат только звонкие согласные. (Дом.)
– Какие слова произносятся не так, как пишутся?
IV. Итог урока.
– О каких звуках говорили на уроке?
– На какие группы их можно разделить?
– Назовите звонкие согласные. Почему их так назвали?
– Назовите глухие согласные. Почему их так назвали?
– Закончите предложение: «Если бы не было согласных, то…».