Урок 23. Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

0
657
физика

Цели урока: сформировать представление об океанах как крупных природных комплексах; познакомить с особенностями природы каждого из океанов, раскрыть современные виды деятельности людей в каждом из океанов, меры охраны их природы; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.

Средства обучения: глобус, карта океанов, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия, натуралии (образцы кораллов и др.).

Основные представления и понятия: географическое положение океана, элементы рельефа океанического дна, срединно-океанический хребет, желоб, водная масса, типы водных масс, система поверхностных течений, аквальный природный комплекс, широтная зональность и высотная (глубинная) поясность.

Номенклатура: основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов.

Межпредметные связи: первое кругосветное плавание (история)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Океаны как крупные природные комплексы Земли

Беседа. Актуализация знаний и умений учащихся: сколько океанов на Земле? справедливо ли выделение пятого Южного океана?

Сообщения учащихся. о важнейших событиях в истории географических открытий в Тихом и Индийском океанах.

2. Основные черты природы Тихого океана

Практическая работа. Выявление особенностей географического положения океана по глобусу и карте океанов. Составление по карте схематического профиля дна океана по экватору или одному из тропиков.

Беседа. Особенности компонентов природы океана: сложное строение рельефа дна, проявление широтной зональности в климате, разнообразие водных масс, схема поверхностных течений, богатство органической жизни.

3. Природа Индийского океана

Рассказ учителя и работа с учебником (§ 22, стр. 87-88). Анализ текста.

Задание. На основе анализа текста учебника и карт атласа составить сравнительную характеристику природы Индийского и Тихого океанов по плану (см. Приложение учебника)

Беседа. Как каждый из изучаемых океанов взаимодействует с сушей? Как это взаимодействие отражается на природе суши и океана?

4. Виды хозяйственной деятельности в океанах

Беседа. Актуализация личного опыта и знаний учащихся: как называются виды деятельности людей в океане? какие из этих видов наиболее развиты в Тихом, какие – в Индийском океане? почему?

Рассказ учителя. Загрязнение вод океанов, истощение некоторых видов биологических богатств; меры по восстановлению и охране природы океанов.

Практическая работа. Создание на контурной карте картографической модели, отражающей главные черты природы каждого океана, природные ресурсы, виды хозяйственной деятельности и районы загрязнения вод.

Закрепление изученного.

Сравните географическое положение Тихого и Индийского океана, сделайте вывод.

Природа какого из двух океанов наиболее разнообразны? Почему?

В каком из океанов хорошо проявляется широтная зональность? Приведите примеры.

Каковы черта сходства и различия в поверхностных течениях двух океанов?

Покажите крупные порты в каждом из океанов. Где их больше? Почему?

Какие акватории каждого из океанов особенно загрязнены? Почему?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку