Ц е л ь: развивать умения распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Тест
Найдите сложные предложения и запишите в ответе их номера.
1. Я учился очень давно, когда еще были гимназии.
2. Однажды я не выучил урок и получил единицу.
3. Я понял, что теперь я вряд ли получу от папы в подарок фотоаппарат.
4. Я оставил свой дневник в парке на скамье и ничего не сказал папе.
5. Когда учитель выдал мне новый дневник с единицей, я забросил его за шкаф.
6. В третьем дневнике я заклеил страницу с новой единицей, и папа не увидел там ничего плохого.
7. Но однажды мои потерянные дневники нашлись, и папа все узнал.
8. Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.
9. С тех пор я дал себе слово говорить правду и никогда не врать.
10. Правда бывает очень трудной, но ложь хуже всего на свете.
По М. Зощенко
(О т в е т ы: 1, 3, 5, 6, 7, 10.)
II. Упражнение в нахождении сложных предложений в сплошном тексте.
1. Упражнение 81 учащиеся выполняют по заданию учебника.
К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Предварительный опрос учащихся.
– Что соединяют союзы а, и, но?
– Что нужно сделать, чтобы узнать, простым или сложным является предложение?
– Прочитайте правило на с. 47. Верно ли вы предполагали?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 82.
Устно разбирают текст упражнения по вопросам и заданиям к нему. Объясняют написание пропущенных орфограмм. Самостоятельно записывают текст, подчеркивают грамматические основы.
По окончании работы – в з а и м о п р о в е р к а.
III. Словарная работа.
Н а д о с к е записано лексическое значение нового словарного слова.
Чёрный – цвет сажи, угля.
● Этимология . Учитель рассказывает о происхождении слова «черный». Древнее слово, которое в старину звучало как «керсна». Потом к превратилось в ч, а сн – в н.
Учащиеся выполняют задания с новым словарным словом.
1. П о д б о р к данному слову синонимов и антонимов.
2. П и с ь м о п о п а м я т и.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
3. Ответы на в о п р о с ы:
– Как написали словарное слово в предложении?
– Простым или сложным является это предложение? Почему?
– Подчеркните грамматические основы.
– С помощью чего соединены простые предложения в составе сложного? (Союза и.)
IV. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы определить, простым или сложным является предложение?
– Как по количеству грамматических основ определить тип предложения?
– У меня на доске записаны сложные предложения. Согласны ли вы со мной? Почему?
1. Булька проболел шесть недель и выздоровел.
2. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька увязался с нами.
Домашнее задание: упражнение 83.