Цели: систематизировать знания учащихся о тексте; совершенствовать навыки письменного сжатого изложения текста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Первичное знакомство с текстом:
В. П. Некрасов. По повести «В окопах Сталинграда».
(1) Стоял сентябрь. (2) Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. (3) Десятый день немцы бомбят город. (4) Бомбят – значит, там еще наши. (5) 3начит, идут бои. (6) Значит, есть фронт. (7) Это лучше, чем в июле, когда мы отступали…
(8) Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:
(9) – Не умеем мы воевать.
(10) – А что такое уметь, Георгий Акимович?
(11) – Уметь? (12) От Берлина до Волги дойти – вот что значит уметь.
(13) – Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.
(14) Георгий Акимович смеется мелким сухим смешком. (15) Игорь начинает злиться.
(16) – Мы будем воевать до последней капли крови. (17) Русские всегда так воюют. (18) Но шансов у нас все-таки мало. (19) Нас сможет спасти только чудо. (20) Иначе нас задавят. (21) Задавят организованностью и танками.
(22) – Чудо?..
(23) – Недавно ночью шли мимо солдаты. (24) Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25) Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26) Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27) Я подошел. (28) Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29) Мигали огоньками цигарок. (30) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:
(31) – Нет, Вась… (32) Ты уж не говори. (33) Лучше нашей нигде не сыщешь. (34) Ей-богу… (35) Как масло, земля – жирная, настоящая.
(36) Он даже причмокнул как-то по-особенному.
(37) – А хлеб взойдет – с головой закроет…
(38) А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.
(39) Я так и не увидел того, кто это сказал. (40) Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41) Все зашевелились, загремели котелками. (42) И пошли. (43) Пошли медленным, тяжелым шагом. (44) Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.
(45) Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
(46) Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47) И не только запоминаются. (48) Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.
(49) И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то… (50) Я даже не знаю, как это назвать. (51) Толстой называл это «скрытой теплотой […]». (52) Возможно, это и есть то чудо, которого так ждем мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами…
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Обсуждение методики сжатия текста.
Материал для учителя.
В науке известны три способа сжатия текста.
I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п.
Объектом сжатия, сокращения при изложении может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ.
II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
III. Сочетание исключения и обобщения.
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.
Выполнение заданий по свертыванию второстепенной информации и выделению главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме:
1. Выделите опорные слова в предложениях.
2. Трансформируйте сложные предложения в простые, сохраняя суть.
3. Составьте к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
6. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
7. Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;
в) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Запись текста сжатого изложения.