Цель урока: р асширять представления учащихся о понятии «Родина»; воспитывать любовь к своей Родине, к своему народу; формировать ответственность перед собой, перед народом, перед своей Родиной; развивать патриотические чувства и умения их выражать.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», ватман, голубые полоски, карточки, иллюстрационный материал, музыкальный материал.
Круг радости
Учитель приветствует учащихся и приглашает в круг радости.
– Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом улыбкой. Улыбнитесь своим друзьям!
Разминка
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
– Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, на которые вы хором будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
Но если эти вопросы не про вас, то вы должны промолчать. Будьте внимательны, игра начинается.
– Кто живет в стране чудесной под названием Казахстан?
– Будет кто трудиться честно и все силы отдавать, чтобы пел родник беспечный и Земля – родная мать?
– Кто нарушит все запреты, кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
– Кто из вас границы наши будет верно охранять и страну свою родную от чужих оберегать?
Игра «Наша Родина»
Дети делятся на группы и получают карточки с рисунками звезд, солнца, луны, облаков, радуги и т.д.; с рисунками обитателей земли; с рисунками обитателей воды и т.д. Каждая группа от имени тех, кто изображен на карточке, придумывает рассказ о своей Родине, любимой земле.
Побеседуем
– У каждого человека есть Родина. Это страна, в которой люди родились и выросли. Страна, в которой они живут и гражданами которой они являются.
Наша Родина – Республика Казахстан. Мы с вами – дети Казахстана. Будущее нашей Родины в ваших руках, ребята!
– Как вы понимаете выражение «любить Родину»?
– Как можно выразить эту любовь?
Учитель на доске рисует круг, в круге записывает слова: «Любить Родину – это значит… », вокруг него записывает ответы детей. Например, …подвиги, научные открытия, шедевры в искусстве, литературе, лучшие достижения в спорте, работе, учебе и др.
Беседа продолжается:
– Скажите, кого мы называем героями страны?
– Как вы думаете, почему герои Родины – это украшение родной земли?
– Вспомните и расскажите о тех героях нашей страны, которые являются ее достоянием, гордостью.
– Подумайте над выражением «любовь к Родине рождает героев». Что это значит?
– Как вы считаете, кто может стать героем?
Игра «Любимая Родина»
– Разделите доску или лист бумаги на две половины и запишите разные эпитеты к словам «Родина» и «Мать». Например: «Родина – щедрая, добрая, нежная, любящая, заботливая, защищающая и т.д.». «Мать – ласковая, добрая, нежная, любящая, чуткая, сострадающая и т.д.» Затем можно нарисовать два рисунка: место на земле, с которыми связаны лучшие воспоминания и свою маму.
Работа в тетради
– Сейчас мы поговорим о людях, которые своим мужеством защищают, оберегают и прославляют казахстанскую землю. Мы будем говорить о героях нашей страны.
– Начнем наш разговор с героя… Кто он? Какой подвиг во имя любви к Родине он совершил? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала узнать его имя.
– Откройте тетрадь. Подумайте, разгадайте ребус (задание 1), и вы узнаете имя одного из великих сынов казахского народа.
Почитаем в хрестоматии
Легенда об Абылай хане
– Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали имя героя. Это Абылай хан. Он правил казахским государством в далеком 18 веке. Его настоящее имя Абильлмансур. Абылаем он назвал себя сам в честь своего любимого деда.
– Запомните имя этого легендарного сына казахского народа. Абылай хану посвящено много легенд. Вот одна из них.
Абылай остался сиротой в 13 лет, но считал для себя унизительным искать приют у знатных родственников. Он предпочёл пасти коней у богатого казаха и за свои лохматые волосы получил прозвище Сабалак. Скоро все стали замечать, что он никогда не сидит на голой земле, никогда не ест из общей чашки, как бы ни был голоден, никогда ничего не просит. Вскоре он решил для себя, что стал достаточно взрослым для того, чтобы стать воином-уланом. В те годы шла война с джунгарами.
На разных берегах с рассвета уже стояли два войска: джунгарское и казахское. Предстоял перед боем поединок – песня батыров. Из рядов джунгар выехал на коне исполинского роста рыцарь-нойен, весь закованный в латы. По всем признакам – князь. Он направил огромного чёрного коня своего, не ища брода, прямо в глубокую воду и застыл на середине реки.
Среди казахских воинов возникло смятение. Один из батыров двинулся было навстречу гиганту-калмаку, но повернул коня назад, низко опустив голову. Второй также, натянув поводья, заставил своего коня попятиться назад. Третий тоже опустил своё приподнятое было копьё… Остальные сотни джигитов только хмурились, слыша хохот джунгар.
В эти долгие мгновенья из задних рядов казахов выехал улан, состригший лишь вчера свои локоны. Он смело двигался по реке прямо на нойена. Но непонятно почему он на ходу отбросил в сторону своё копьё, щит, снял медный пояс с простенькой саблей в ножнах и утопил его в воде. Скинув с плеч кольчужку, он остался лишь в красной шёлковой безрукавке, из которой торчали тонкие, но жилистые руки.
Если бы каменные холмы могли смеяться, то они грохотали бы так, как сейчас веселились толпы джунгар. Казахи же только проклинали этого глупого выскочку и жалели, что ещё вчера не погибли в бою, не узнав этого стыда.
Между тем юноша безумно близко подвёл свою почти тонущую лошадку к джунгарскому князю, и тот, забавляясь, принялся тыкать в него копьём, как в зайчонка. Юноша же, ловко уклоняясь, правил коня на глубину. Когда джунгарский батыр, наконец, решил убить дерзкого мальчишку, тот подтянул ноги на седло и мимо блеснувшего острия прыгнул прямо на нойона. Вцепившись в князя, как беркут в хомяка, он откинулся назад, увлекая вместе с собой и врага. Здесь и прояснился весь замысел хитроумного юноши. Закованный в железо, тяжёлый князь в воде стал не опаснее горячего казана – главное, перетерпеть боль от ожога на пальцах.
Дважды появлялась из воды бритая голова молодого казаха и ни разу – князя джунгар. Он под тяжестью железа утонул, бедняга…
Из горла вынырнувшего в третий раз юноши вместе с брызгами речной струи вырвался и разлетелся повсюду клич: «Абылай!».
И в этот же миг казахское войско с гортанным криком «Абылай! Абылай! Абылай!» –кинулось через реку на войско калмаков и смело его, как бурный разлив сносит сухой лес с песчаного брега.
Так из любви к Родине пошел Абылай на смертный поединок, Родина за это назвала его героем, и сирота Сабалак вернул себе имя своего деда.
– О чем повествует легенда?
– Чем удивил и поразил вас Абылай?
– Какие личные качества помогли юноше одолеть врага?
– Какие чувства пробуждает в вас эта легенда?
– Хан Абылай был мудрым и справедливым правителем. Благодаря своему уму и мужеству он объединил три жуза казахского народа – Старший, Средний, Младший – в одно целое, единое государство. Он объединил и сплотил казахский народ. Он верил в свой народ. И понимал, что сила народа – в его единстве.
Упражнение «Сила – в единстве»
– Сейчас я произнесла очень важную фразу: «Сила народа – в его единстве».
– Давайте задумаемся, что такое сила народа? А что такое единство народа?
Я предлагаю вам разделиться на группы по 2-3 участника. Заведите левую руку за спину. Сейчас вы должны будете всей командой сложить кораблик (самолет). Выполнять это задание вы будете только правой рукой. Ваша главная задача, ребята, заключается в том, чтобы как можно быстрее и аккуратнее сложить кораблик (самолет).
Дети складывают кораблик (самолет). Затем показывают результат своей работы.
– Легко ли было изготовить кораблик (самолет)?
– Скажите, может ли человек одной рукой быстро сложить кораблик (самолет)?
– А почему вам всё-таки удалось это сделать?
Ответы детей.
– Действительно, когда мы вместе, то мы – мощная и созидательная сила. Когда мы вместе, можем сделать то, что невозможно сделать человеку в одиночку.
– Как вы считаете, что мы, наш класс, наша школа, наш народ можем сделать сообща?
Ответы детей.
– История жизни и деятельности Абылай хана свидетельствуют о его огромной любви к своему народу и Родине. Абылай хан свято чтил заветы своего народа, поэтому ему удалось победить джунгар, продемонстрировать Китаю неприкосновенность границ казахского государства.
Абылая любили и уважали все, от мала до велика. Своей мудростью он смог заслужить доверие своего народа. Люди были благодарны ему за мир и покой, которые он смог им дать. Они воспевали и прославляли его ум и любовь к Родине. Абылай хан стал настоящим героем казахского народа.
Карточка с именем Абылай хана прикрепляется на одну из сторон наглядного пособия («Исторические дела и подвиги»).
Творческое задание «Герои нашего времени»
Порядок работы:
1. Класс делится на две группы.
2. Каждой группе раздается подобранный материал, рассказывающий о героях Казахстана (иллюстрации, списки, статьи, вырезки из газет и т.д.) Это могут быть: поэт и политический деятель Олжас Сулейменов, космонавт Талгат Мусабаев, домбристка Дина Нурпеисова (см. хрестоматию) и другие.
3. Задание: группы знакомятся с предложенным материалом, изучают его и разрабатывают сценарий представления своего героя.
4. Выступление групп.
После выступления каждой группы на наглядном пособии с той или иной стороны появляются карточки с именами героев Казахстана.
Домашнее задание
– Казахстанская земля богата героями. Расскажите об одном из них: напишите его имя, нарисуйте портрет героя или приклейте фотографию.
– Напишите, какое дело, прославившее Казахстан, он совершил (задание 2)?
– Напишите, что бы вы сделали для своей Родины? (задание 3)
– Прочитайте в хрестоматии рассказ «Т. Мусабаев», стихотворение М. Утемисова «Герой» и И. Волошина «Казахстан».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей встать в круг «От сердца к сердцу».
– Подумайте и закончите предложение: «Казахстан – удивительная страна, потому что у нее есть…». Назовите все сокровища нашей Родины, то, чем она удивляет иностранцев, то, что является гордостью страны.