Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение, что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию, трудно поддающемуся лечению. Познакомить учащихся с биологическим механизмом формирования наркотической зависимости и ее последствиями.
Изучаемые вопросы
Общие понятия о вредных привычках.
Биологический механизм формирования наркомании.
Последствия вредных привычек.
Изложение учебного материала
1. Начать разговор с учащимися можно с высказывания академика Н. М. Амосова (1913—2002) о том, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т. е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Далее необходимо подчеркнуть, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.
Ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Эти привычки называют вредными. Однако правильнее их называть не привычками, а зависимостью.
В настоящее время, по мнению специалистов здравоохранения, пристрастие к курению и употреблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления схожи с механизмами и последствиями употребления наркотических веществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступают катализаторами (ускорителями) в формировании наркозависимости.
Подчеркнув, что наркотическая зависимость — это непреодолимая потребность человека в приеме наркотика, в общих чертах изложить биологический механизм формирования наркотической зависимости. В результате употребления наркотиков организм как бы настраивается на их прием и включает их в свои биохимические процессы. Постепенно ряд функций организма, которые до приема наркотиков обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом, начинают выполнять наркотики.
Отметить, что последствия вредных привычек могут быть самыми пагубными. В подтверждение привести статистические данные.
В заключение урока подчеркнуть, что в настоящее время в нашей стране принимаются реальные меры по контролю за распространением и рекламой наркотических веществ, в том числе пива и табака. Но все эти меры будут малоэффективны, если в среде подростков и молодежи не будет сформирована культура «жизни без наркотиков».
Контрольные вопросы
Что такое вредные привычки?
Что такое наркомания и наркотическая зависимость?
Как развивается наркотическая зависимость?
Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией?
К каким последствиям приводят курение, употребление алкоголя и наркотиков?
Домашнее задание
Изучите § 7.6 учебника.