Урок 21
Тема: слово – имя собственное
Цели: уточнить представления об употреблении в письменной речи имен собственных; проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 56, с. 60.
– Дополните работу именем собственным на букву Н. Что вы записали? (Рассматриваются все предложения детей: имя, фамилия, кличка и т. д.)
– Как написали это слово? Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
– Между подчеркнутыми буквами вставьте или замените букву, слог, указанные в скобках. Какие слова у вас получились?
Каша (тю), глина (а), соки (ч), оса (к), волна (г), булка (ь), кашка (тан).
– Как называются такие слова?
– Что вы знаете о правописании таких слов?
– Запишите получившиеся слова. Подчеркните опасные места в словах.
III. Работа над основной целью урока.
1. Выполнение упражнения 57, с. 60. (Текст читает учитель.)
– Кто герои рассказа?
– Почему Машенька перестала плакать?
– Почему корова подумала, что Машенька ее передразнивает?
– Есть ли здесь имена собственные? Назовите их.
– Какие животные подходили к Машеньке?
– Запишите эти слова по порядку в столбик. Дайте животным клички и запишите их. Подчеркните большую букву в именах собственных.
2. Выполнение упражнения 58, с. 61.
– Прочитайте предложения.
– Почему выделенные слова написаны то с большой, то с маленькой буквы?
– Какие еще имена могут превращаться в предметы? (Майка, Лев, Люда.)
– Спишите предложения, подчеркните имена собственные.
IV. Диктант (выборочный).
– Запишите только имена собственные.
Катя Орлова читала книгу. Собака Пальма грызла косточку. За лесом деревня Уваровка. Мы живем на реке Волге.
V. Итог урока.
– Что отрабатывали на уроке?
– Закончите предложение: «Если бы не было имен собственных, то…».
– Почему нужно писать с большой буквы имена собственные?