Несомненно, что карты принадлежат к числу замечательных проявлений материальной и духовной культуры человечества.
К. А. Салищев
Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать, читать и знать карту.
Средства обучения: дневники наблюдений за погодой, книги страноведческих описаний, детская энциклопедия, журнал “ГЕО”, справочники, топонимический и другие географические словари, фотографии, видеофильмы, географические карты и атласы.
Основные представления и понятия: план, карта, масштаб, градусная сетка, географические координаты, условные знаки плана и карты, страноведческие описания и характеристики.
Межпредметные связи: масштаб (математика), древние карты (история)
План урока (методы, приемы и формы учебной деятельности)
1. Источники географических знаний
Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с вопросами, помещенными в начале § 1 учебника. Фронтальная работа.
2. Разнообразие источников географической информации
Рассказ учителя. Показать и разъяснить роль каждого источниках, в которых географы фиксируют результаты наблюдений и исследований.
Беседа. Анализ личного опыта учащихся: какие источники географической информации им известны, какие из этих источников относятся к традиционным, какие – к новым и новейшим.
3. Карта – второй язык географии
Беседа. Актуализация опорных знаний о роли карты. Что значит “понимать” карту, “читать”, “знать” карту.
Объяснение учителя. Показать разнообразие карт (опора на рис.6 учебника); разномасштабность картографического изображения, искажения на карте полушарий, карте мира, материка.
Практические работы. Сгруппировать карты атласа и учебника по охвату территории, масштабу и содержанию. Упражнения по измерению расстояний по картам полушарий, мира, материка, выявление искажений. Индивидуальная или групповая работа.
4. Географические описания и характеристики
Объяснение учителя. Отличие описаний географических объектов от их характеристик; страноведческие характеристики территорий.
Практические работы. Используя физическую и климатическую карту атласа, составить описание и характеристику реки Конго. Работа в парах.
Закрепление изученного
Выстройте источники географической информации по степени их значимости.
Как вы понимаете выражение “Карта – второй язык географии”?
Как вы понимаете мысль картографа К.А.Салищева, приведенную в эпиграфе?
На примере одной из карт атласа или учебника раскройте выражения – “понимание”, “чтение” и “знание” карты. Что означает простое и сложное чтение карты?
Проведите анализ карт атласа или учебника и определите, какие группы карт в них преобладают, по охвату территории или содержанию?
Сравните изображение Антарктиды, Камчатки, Гренландии на карте полушарий и карте мира. Объясните полученный результат.
Чем описание географического объекта отличается от географической и полной страноведческой характеристики? Какие карты необходимы для составления описания, какие – для характеристики?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку