Урок 2 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ (карандаш)

0
772
бактерии

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать наблюдательность при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев; воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться красотой осенней природы, русского леса.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция И. И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка «Осенние листья» (карандаш); коллекция осенних листьев – клена и дуба (по количеству учащихся в классе).

Литературный ряд: рассказ «Лес осенью» И. С. Соколова-Микитова, стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Учитель. Ребята, подготовьте к работе краски.

Надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

II. Постановка темы урока.

– Сегодня мы продолжаем разговор о красоте осени. Тема сегодняшнего урока – «Осенние листья».

III. Актуализация знаний учащихся.

– Мы с вами недавно ходили в осенний парк. Вспомните свои впечатления об этой прогулке. Днем еще тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на землю прощальные нежные лучи. Поэт так сказал об этом времени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф. И. Тютчев

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались равнодушны к этому празднику красок художники и писатели. Вот как описывает свои впечатления об осенних листьях Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892–1975) в рассказе «Лес осенью»:

«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы…

Хорошо в осеннем цветистом лесу…»

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь?

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Ф. И. Тютчев

Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Эту осень зовут у нас в России поздней осенью.

И к каждой осени у нас особая любовь. Первую любят за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей, садов. За ясные дни, умытые белой пеной облаков и прохладой голубого неба. За красоту лесов, как бы писанных золотой и багряной краской. Вместе с остатками зелени это создает такое обилие цветовых оттенков, что глаза человека будто кружатся в карнавальном танце. Тогда лес еще полон жизни. Трусит сытый зверь, отяжеленный летним жиром, иная птица готовится к отлету, собираясь шумными стаями в полях, другая летает по-прежнему, но уже с осенней повадкой, реже теперь подают они свой голос, не слышно переливов птичьего пения. Но нет еще той пустой тишины, что ожидает испуганный лес зимой.

Осенью лес еще щедр для зверя и человека. Спозаранку приминает подмерзшую траву нога грибника. Идет человек с корзиной и палкой, ступает чуть слышно – лес не любит шума, он молчалив. И расположить его к себе может не каждый. Не любому он расскажет о себе и откроет свои кладовые. Но знатока он наградит полным кузовом крепких молодых грибов, а в придачу откроет редкие виды своей красоты.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860– 1900). Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут тоненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со стороны, извне, постепенно вжиться в эпически-величавый пейзаж русской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно разворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхности холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Не только мир насекомых, но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием. Листья трав и деревьев, благодаря большому разнообразию их формы, являются прекрасным учебным материалом. Рассмотрим и сравним по форме листья клена и дуба.

 На какую геометрическую форму похож лист дуба?

Верно, лист дуба имеет сложную геометрическую форму. Если обобщить его форму, то она больше всего будет похожа на овал.

 А на какую форму похож лист клена?

Лист клена имеет еще более сложную форму – форму пятиугольника. Будучи симметричными, листья в то же время, благодаря особенностям внутреннего строения, никогда не выражают полной симметрии. Это имеет большое значение для рисования, так как передача отклонений от симметричности делает рисунок более убедительным, не превращая его в декоративный элемент узора. Вы ведь помните, что в узоре все элементы должны быть похожими – быть одинакового размера и цвета.

Когда мы рисуем с натуры листья, то как раз и не делаем их декоративными. Надо найти в каждом листочке проявления необычности, непохожести. Такими отклонениями могут быть изменения в общей форме листа, в расположении частей, в распределении жилок.

Чтобы уметь видеть и передавать в рисунке эти отклонения, надо хорошо понимать, что такое симметрия. Симметрия – это гармония, соразмерность, одинаковое или, по-другому, закономерное расположение точек в пространстве. При симметрии одна половина изображаемого предмета является как бы зеркальным отражением другой.

У каждого из вас на столе лежит лист клена и лист дуба. Мы с вами определили, что у клена форма листа похожа на сложный пятиугольник, а у дуба – на овал. Теперь попробуйте найти отклонения от этих форм у ваших листиков.

Вы видите, как характерные особенности одного листика подчеркивают особенности другого. Обратите внимание на то, что, принимая среднюю жилку листьев как бы за ось симметрии, мы должны передать ее направление и характер изгиба.

Особенности формы листа клена требуют большого вашего внимания. Бывает при установлении основных пропорций листа очень трудно выяснить, какие концы листа определяют его общие размеры. Понять форму листа клена вам будет нелегко, если вы не увидите строения листа.

 Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена.

Верно, количество основных жилок у листа клена обычно пять.

 Как эти жилки соединены между собой?

Хорошо, вы правильно определили соединение прожилок между собой – это середина нижней части многоугольника.

 А как располагаются основные жилки кленового листа?

Верно, все жилки как бы выходят из точки их соединения.

 Как располагаются жилки у листа дуба?

У листа дуба прожилки располагаются совсем по-другому, от основной, центральной, жилки по обе стороны, практически симметрично.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Строя рисунок на бумаге, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.

Выполним лист клена (см. Приложение 1):

1. Расположим лист горизонтально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину нижней горизонтальной линии.

2. Теперь намечаю остальные главные жилки. Помните, что все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение. Эти жилки в дальнейшей работе над рисунком надо понимать как естественные оси построения.

3. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соедините эти «короны» между собой.

4. Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Отметьте другие, более мелкие жилки. Отдельные кончики сделайте более «колючими» – это придаст вашему рисунку дополнительную выразительность. Рисунок закончен.

Выполним лист дуба (см. Приложение 2):

1. Расположим лист вертикально и определим общие размеры листа.

2. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет с небольшим наклоном вправо.

3. Теперь намечаем остальные главные жилки. Это более мелкие жилки, они отходят из разных точек от основной жилки.

Здесь также мы будем на вершину каждой из основных жилок одевать «корону». Только эти «короны» будут по строению более «плавными, текучими». Опять эти «короны» между собой плавно соединим.

4. Прорисуйте индивидуальные отличия теперь лист дуба.

Отметьте другие, более мелкие жилки, какие-то фрагменты выделите более ярко. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунки листьев клена и дуба. Постарайтесь передать индивидуальное сходство тех листьев, которые лежат на вашем столе.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами выставлены лучшие работы ваших одноклассников, такие, где листья у них получились наиболее правильных пропорций. Ребята постарались в своих работах передать также индивидуальные особенности тех листьев, которые они рисовали.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.

 С репродукцией какого художника вы сегодня познакомились?

 Кто запомнил название картины Исаака Левитана?

 В чем, по-вашему, ее отличительные особенности?

 О какой линии мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

Эта линия нам помогала выполнить рисунок листьев более грамотно.