Урок 19 А. С. Пушкин. «борис годунов»
Цели: показать, как автор отразил драматическими средствами эпоху, народ, отдельные личности Смутного времени; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
До урока выяснить, какие отрывки учащиеся выучили наизусть, чтобы прокомментировать «диафильм». просмотр диафильма, подготовленного I группой учащихся, выразительное чтение эпизодов «Песни…» II группой учащихся.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя.
– Что называется трагедией? Обратимся к краткому словарю лингвистических терминов.
Учебник, II ч., с. 292.
– Что называется трагедией? (Трагедия – буквально «козлиная песнь» – вид драмы (произведение, предназначенное для сцены), изображающий борьбу, личную и общественную катастрофу, которая нередко заканчивается гибелью героя.)
Слово учителя. В трагедии Пушкин обратился к одному из самых интересных периодов русской истории – к царствованию Бориса Годунова.
Царь Борис, в изображении Пушкина, умный и дальновидный политик, энергичный, поэтому он, получивший престол не по наследству, не как потомок царя, оттеснил родовитых (знатных) бояр, расчистив дорогу к престолу. Царь понимает пользу просвещения, иногда проявляет заботу о нуждах народа. Но душа его неспокойна. Бориса тяготит преступление – убийство царевича Дмитрия, двенадцатилетнего наследника царской фамилии, который должен был занять престол по закону.
У нас в учебнике помещен отрывок из трагедии.
3. Чтение отрывка из трагедии.
4. Выполнение заданий.
Беседа по вопросам.
1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог.
2) Кто такой Пимен? (Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись – записи по годам.)
3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно…», «исполнен долг» – Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.)
4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет… ни жалости, ни гнева».)
5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок – молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить… был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?)
Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких…
лет..?)
6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит… ни жалости, ни гнева».)
7) Попробуйте домыслить историю жизни Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.)
8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело… роскошь Иоанна.)
9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться… обитель затворится.)
Вывод. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным, его желанием донести до потомков события, свидетелем которых он был.
IV. Подведение итогов урока.
– Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?
Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению отрывка из «Бориса Годунова»; составить небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (задание 2, с. 97 в учебнике); читать повесть «Станционный смотритель».