Эпиграф к уроку:
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
А. Н. Толстой
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: дать представление учащимся о малой группе как основном факторе, способствующем выживанию людей.
Учащиеся должны знать, что:
1) малые группы осуществляют разные виды совместной групповой деятельности;
2) становление малой группы не хаотично, а подчиняется определенным законам;
3) в более крупных группах меньше согласия, но также меньше напряженности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) малая группа;
2) групповые нормы;
3) групповые санкции;
4) групповой эгоизм;
5) конформизм.
Учащиеся должны уметь:
1) называть признаки, которые могут лежать в основе деления малых групп;
2) объяснять основные понятия;
3) характеризовать роль лидера в малой группе.
Ход урока I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Классификация социальных групп.
2. Малая группа.
3. Динамические процессы в группе.
– Напишите слова-ассоциации к понятию «группа». Выделите группы слов и дайте определение.
– Как вы думаете, сколько человек должно входить в группу?
Большинство исследователей считают, что малая группа «начинается» с диады или триады. Но диады – группы хрупкие, требующие устойчивых отношений между партнерами, и создаются они для более глубокого эмоционального удовлетворения. В триадах более сложные отношения, так как третий член группы может играть роль посредника, который использует других в своих интересах.
Участники больших групп страдают часто из-за низкого морального единства, господствующего в группе. Так как размеры группы увеличиваются, среди ее членов появляется тенденция меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и передачу информации.
В социальной психологии используют разные основания для классификации малых групп.
1- я по критерию – «форма организации групп»:
1) формальные