Урок 17 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ИЛИ ОТРЫВКА)

0
891
литература

Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Анализ предложенных текстов (учитель может воспользоваться материалами учебника либо пособием: Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10–11 классы. – М. : ТЦ «Сфера», 2009).

Примерный план комплексного анализа текста.

1. Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

• количество предложений;

• преобладающие типы предложений;

• способ связи предложений (цепной или параллельный);

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности):

• порядок слов (чередование Д и Н и др.);

• ударение (расставить);

• лексический повтор;

• местоимения;

• союзы и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние РС (где? с кем? с какой целью?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в) отметить стилистические средства:

• фонетические;

• лексические;

• словообразовательные (морфемные);

• морфологические;

• синтаксические.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий.

2. Этап коррекции.

Анализ типичных ошибок, допущенных в ходе урока.

3. Этап информации о домашнем задании.

Разноуровневое домашнее задание, предложенное учителем.

4. Этап подведения итогов занятия. Этап рефлексии.

Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).