Цели: обобщить знания учащихся о роли приставок, суффиксов и окончаний; развивать умение разбирать слова по составу; закрепить умение правильно писать приставки и предлоги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети читают составленные тексты на тему «Как я сажал дерево».
III. Минутка чистописания.
На доске записана пословица:
пруд кормит, а лень портит.
От бобра бобра не ищут.
Лось человека не красит.
Правда глаза полет.
– Цепочка букв, которую мы будем писать сегодня, состоит из букв, которые помогут исправить ошибки в данных пословицах. Найдите ошибки и назовите буквы, которые войдут в цепочку. (В первой пословице ошибка в слове пруд, нужно написать вместо буквы п букву т. Во второй пословице ошибка в слове бобра, нужно заменить первую букву б на букву д. В третьей пословице ошибка в слове лось, нужно написать вместо буквы с букву ж. В четвертой пословице должно быть слово колет, поэтому вместо буквы п нужно поставить букву к. Сегодня мы составим цепочку из букв т, д, ж, к.)
– Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
тджк джкт жктд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Закрепление знаний о составе слова.
1. Письменные ответы на вопросы текста. Подбор однокоренных слов. (упр. 626.)
2. Обобщение знаний о составе слова. (Ответы на вопросы упражнения 627.)
3. Подбор слов к данным схемам. (упр. 628.)
4. Игра «Подбери слова». (упр. 630.)
V. Списывание с грамматическим заданием.
На доске записано стихотворение:
Кто бы мог предположить?
Н..ч..ной п..рой в глуши л..сной
М..две..ь (к)дуплу (пр..)брался
И сла..кий мё.. (из)липких сот
Уже (д..)стать (с..)брался.
Но (з..)др..жал и (за..)жужжал
Пч..линый рой от(гнева).
– В..рюга, вон! – (вз)л..тев (на)трон,
(Вс)кр..чала кор..лева.
М..две..ь (в)затылке (п..)ч..сал
И молвил (без) укора:
– Ну кто бы мо.. предполож..т..,
Что я похож (на)вора?
Уолтер Де Ла Мэр
– Прочитайте стихотворение.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– С помощью каких частей слова образуются новые слова?
– Что такое корень?
– Для чего служит окончание?
Домашнее задание. Упражнение 629.