Урок 16. Собственность, предпринимательство и гражданское право

0
1239
литература

Цели: ознакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности; подвести учащихся к пониманию важности имуще­ственных отношений в жизни современного общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (собственность, имущественные отношения, предприни­мательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Труд и трудовое право». Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28-30

КАРТОЧКА № 28

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как отношение к труду характеризует человека?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

– Как в народном творчестве отражена роль труда в жизни человека?

– Что такое трудолюбие?

– Почему общество отрицательно относится к тунеядству?

– По каким причинам возникает спор о степени важности умствен­ного и физического труда для человека? Каково ваше мнение по этому вопросу?

– Почему важно сочетание умственного и физического труда?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 29

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким образом регулируются трудовые отношения между работ­ником и предприятием?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– В каких документах отражено право человека на труд?

– Как вы понимаете право человека на справедливую зарплату?

– Где человек может осуществлять трудовую деятельность?

– Какими документами регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?

– Что такое занятость?

– Кого можно отнести к занятым гражданам?

– Кого закон признает безработным?

– Что такое трудовой договор? Почему и работник и предприятие бывают заинтересованы в заключении трудового договора?

– Что такое социальное партнерство и коллективный договор?

– Почему важно соблюдать дисциплину труда?

– Какую роль играют профессиональные союзы на предприятиях?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 30

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие права и льготы имеют работающие несовершеннолетние?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Могут ли устроиться на работу несовершеннолетние?

– Какой будет продолжительность рабочего дня для лиц младше 16 и 18 лет? Почему?

– Какие льготы в продолжительности рабочего дня предоставляются несовершеннолетним на период учебы в школе?

– Существуют ли еще какие-либо льготы для работающих несовер­шеннолетних?

– Почему предприятия не заинтересованы в приеме на работу не­совершеннолетних?

– На каких работах запрещено использовать труд несовершенно­летних?

– Что такое трудовая книжка?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

— Подберите определения:



1. Безработный

2. Трудовые отношения

3. Трудовой договор

4. Профсоюз

5. Социальное партнерство

6. Трудовая книжка

А.Добровольное соглашение между ра­ботником и работодателем

Б. Согласование интересов работников и работодателем по вопросам регули­рования трудовых отношений

A. Отношения между людьми в процес­се трудовой деятельности

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность

Д. Лицо, не имеющее работы и постоян­ного заработка, зарегистрированное в службе занятости

Е. Объединение работников предприя­тия, для защиты своих интересов в рамках действующего трудового законодательства

1-Д; 2-В; 3-А; 4-Е; 5-Б; 6-Г.)

ВАРИАНТ В

– Составьте условия трудового договора, который устроил бы:

а) работника предприятия;

б) работодателя.

(Ребята выполняют задание.)

Существуют ли между участниками договора противоречия? (Да.) Найдите способы разрешить их. (Чтобы их разрешить необходимо идти на взаимные разумные уступки в рамках социального партнерства.)

Почему несовершеннолетнему трудно найти работу? (Не­совершеннолетний имеет право на более короткий рабо­чий день, более продолжительный отпуск, пониженные нормы поднятия тяжестей и т. д., что невыгодно рабо­тодателю.)

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Чем трудолюбие отличается от тунеядства? (Трудолюбиеположительное моральное качество, характеризующее рас­положение личности к трудовой деятельности. Тунеядст­воотрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.)

Какой труд более важен, умственный или физический? (Важность умственного и физического труда для чело­века одинакова. Академик И.П. Павлов говорил, что чув­ствовал себя удовлетворенным, когда «соединял голову с руками».)

Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не про­тиворечащая законодательству и приносящая им, как пра­вило, заработки.)

– С какого возраста законодательство разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (С разрешения одного из родителей с 14 лет.)

В чем важность соблюдения трудовой дисциплины? (Она обеспечивает благоприятные условия для работы, точ­ность технологического процесса. Ее соблюдение — обязан­ность работника.)

Как работник предприятия может повысить свою квалифика­цию? (В процессе получения дополнительного образования, дополнительных профессий.)

2. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 28-30, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Имущественные отношения.

2. Собственность.

3. Собственность и предпринимательство.

Задача для учащихся: выяснить, почему необходимо регу­лировать имущественные отношения? Что значит быть собст­венником? Может ли любой человек заниматься предпринима­тельством?

1. Рассказ учителя об имущественных отношениях (в объеме учебника)

Задание для учащихся: выяснить роль имущественных от­ношений в жизни общества. (Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность (ча­стную, государственную, муниципальную, общественных органи­заций).) Заполнить схему, приведенную ниже.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 254—257) или учебник 2 (с. 97-101).

Задание для учащихся: объяснить, что такое право собствен­ности. Кому может принадлежать собственность? Как становятся собственником?

3. Беседа по прочитанному тексту

Вариант ответа:

Право собственности – совокупность правовых норм, закре­пляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и основанные на этом полномочия собст­венника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение – фактическое обладание вещью. Пользование—извлече­ние из имущества полезных свойств. Распоряжение – возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. «…В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Конституция РФ, ст. 8).

Собственниками или субъектами права собственности в нашей стране могут быть граждане, юридические лица, государство и ор­ганы местного самоуправления (см. схему ниже).

Собственником можно стать:

• изготовив самостоятельно вещь с соблюдением закона;

• в результате использования имущества, полученных плодов, продукции, доходов;

• получив по наследству в соответствии с завещанием или законом имущества умершего;

• покупая имущество или получая его в подарок;

• в законном порядке приобретая право собственности на имущество, не имеющее собственника;

• став членом потребительского кооператива и выплатив пол­ностью свой пай-взнос.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 257-259) или учебник 2 (с. 102-104).

Задание для учащихся: определите, какими качествами пред­принимателя обладает продавец в стихотворении С.В. Михалкова. Соблюдал ли продавец права потребителя? Какую цель ставит пе­ред собой предприниматель?

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?

– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за нее?

-Да где наживаться! Вернуть бы свое!

– Уж больно твоя коровенка худа!

– Болеет, проклятая. Прямо беда!

– А много ль корова дает молока?

– Да мы молока не видали noKai…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

– Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

– Корову продашь?

– Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

-Да так ли! Уж выглядит больно худой!

– Не очень жирна, но хороший удой.

– А много ль корова дает молока?

– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

– Зачем я, Буренка, тебя продаю? –

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому! [37]

5. Беседа по проделанной работе

IV. Закрепление изученного на уроке

– Что такое предпринимательство?

– Как можно стать собственником?

– Какой закон защищает интересы покупателя?

– Какие виды собственности вы знаете?

– Почему в нашей стране появились разные формы собствен­ности?

V. Подведение итогов урока

– Почему необходимо регулировать имущественные отно­шения?

– Что значит быть собственником?

– Может ли любой человек заниматься предпринимательством? Домашнее задание

1. Прочитать § 40 учебника 1 (с. 253-259) или § 12-13 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Каким образом гражданское право регулирует имуществен­ные отношения?

– Как человек может распоряжаться своей собственностью?

– Почему общество не может обойтись без предпринима­тельства?

3. Выполните в тетради задание 4 на с. 260 учебника 1 или практикум на с. 102, 105 учебника 2.