Цели: ознакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности; подвести учащихся к пониманию важности имущественных отношений в жизни современного общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (собственность, имущественные отношения, предпринимательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Труд и трудовое право». Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 28-30
КАРТОЧКА № 28
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как отношение к труду характеризует человека?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
– Как в народном творчестве отражена роль труда в жизни человека?
– Что такое трудолюбие?
– Почему общество отрицательно относится к тунеядству?
– По каким причинам возникает спор о степени важности умственного и физического труда для человека? Каково ваше мнение по этому вопросу?
– Почему важно сочетание умственного и физического труда?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 29
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каким образом регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– В каких документах отражено право человека на труд?
– Как вы понимаете право человека на справедливую зарплату?
– Где человек может осуществлять трудовую деятельность?
– Какими документами регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?
– Что такое занятость?
– Кого можно отнести к занятым гражданам?
– Кого закон признает безработным?
– Что такое трудовой договор? Почему и работник и предприятие бывают заинтересованы в заключении трудового договора?
– Что такое социальное партнерство и коллективный договор?
– Почему важно соблюдать дисциплину труда?
– Какую роль играют профессиональные союзы на предприятиях?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 30
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какие права и льготы имеют работающие несовершеннолетние?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Могут ли устроиться на работу несовершеннолетние?
– Какой будет продолжительность рабочего дня для лиц младше 16 и 18 лет? Почему?
– Какие льготы в продолжительности рабочего дня предоставляются несовершеннолетним на период учебы в школе?
– Существуют ли еще какие-либо льготы для работающих несовершеннолетних?
– Почему предприятия не заинтересованы в приеме на работу несовершеннолетних?
– На каких работах запрещено использовать труд несовершеннолетних?
– Что такое трудовая книжка?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
— Подберите определения:
1. Безработный
2. Трудовые отношения
3. Трудовой договор
4. Профсоюз
5. Социальное партнерство
6. Трудовая книжка
А.Добровольное соглашение между работником и работодателем
Б. Согласование интересов работников и работодателем по вопросам регулирования трудовых отношений
A. Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности
Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность
Д. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости
Е. Объединение работников предприятия, для защиты своих интересов в рамках действующего трудового законодательства
1-Д; 2-В; 3-А; 4-Е; 5-Б; 6-Г.)
ВАРИАНТ В
– Составьте условия трудового договора, который устроил бы:
а) работника предприятия;
б) работодателя.
(Ребята выполняют задание.)
– Существуют ли между участниками договора противоречия? (Да.) Найдите способы разрешить их. (Чтобы их разрешить необходимо идти на взаимные разумные уступки в рамках социального партнерства.)
– Почему несовершеннолетнему трудно найти работу? (Несовершеннолетний имеет право на более короткий рабочий день, более продолжительный отпуск, пониженные нормы поднятия тяжестей и т. д., что невыгодно работодателю.)
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
– Чем трудолюбие отличается от тунеядства? (Трудолюбие – положительное моральное качество, характеризующее расположение личности к трудовой деятельности. Тунеядство –отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.)
– Какой труд более важен, умственный или физический? (Важность умственного и физического труда для человека одинакова. Академик И.П. Павлов говорил, что чувствовал себя удовлетворенным, когда «соединял голову с руками».)
– Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработки.)
– С какого возраста законодательство разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (С разрешения одного из родителей с 14 лет.)
– В чем важность соблюдения трудовой дисциплины? (Она обеспечивает благоприятные условия для работы, точность технологического процесса. Ее соблюдение — обязанность работника.)
– Как работник предприятия может повысить свою квалификацию? (В процессе получения дополнительного образования, дополнительных профессий.)
2. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 28-30, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Имущественные отношения.
2. Собственность.
3. Собственность и предпринимательство.
Задача для учащихся: выяснить, почему необходимо регулировать имущественные отношения? Что значит быть собственником? Может ли любой человек заниматься предпринимательством?
1. Рассказ учителя об имущественных отношениях (в объеме учебника)
Задание для учащихся: выяснить роль имущественных отношений в жизни общества. (Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность (частную, государственную, муниципальную, общественных организаций).) Заполнить схему, приведенную ниже.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 254—257) или учебник 2 (с. 97-101).
Задание для учащихся: объяснить, что такое право собственности. Кому может принадлежать собственность? Как становятся собственником?
3. Беседа по прочитанному тексту
Вариант ответа:
Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и основанные на этом полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение – фактическое обладание вещью. Пользование—извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение – возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. «…В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Конституция РФ, ст. 8).
Собственниками или субъектами права собственности в нашей стране могут быть граждане, юридические лица, государство и органы местного самоуправления (см. схему ниже).
Собственником можно стать:
• изготовив самостоятельно вещь с соблюдением закона;
• в результате использования имущества, полученных плодов, продукции, доходов;
• получив по наследству в соответствии с завещанием или законом имущества умершего;
• покупая имущество или получая его в подарок;
• в законном порядке приобретая право собственности на имущество, не имеющее собственника;
• став членом потребительского кооператива и выплатив полностью свой пай-взнос.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (с. 257-259) или учебник 2 (с. 102-104).
Задание для учащихся: определите, какими качествами предпринимателя обладает продавец в стихотворении С.В. Михалкова. Соблюдал ли продавец права потребителя? Какую цель ставит перед собой предприниматель?
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
– Хозяин, продашь нам корову свою?
– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
– Не много ли просишь, старик, за нее?
-Да где наживаться! Вернуть бы свое!
– Уж больно твоя коровенка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!
– А много ль корова дает молока?
– Да мы молока не видали noKai…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
– Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
-Да так ли! Уж выглядит больно худой!
– Не очень жирна, но хороший удой.
– А много ль корова дает молока?
– Не выдоишь за день – устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
– Зачем я, Буренка, тебя продаю? –
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому! [37]
5. Беседа по проделанной работе
IV. Закрепление изученного на уроке
– Что такое предпринимательство?
– Как можно стать собственником?
– Какой закон защищает интересы покупателя?
– Какие виды собственности вы знаете?
– Почему в нашей стране появились разные формы собственности?
V. Подведение итогов урока
– Почему необходимо регулировать имущественные отношения?
– Что значит быть собственником?
– Может ли любой человек заниматься предпринимательством? Домашнее задание
1. Прочитать § 40 учебника 1 (с. 253-259) или § 12-13 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?
– Как человек может распоряжаться своей собственностью?
– Почему общество не может обойтись без предпринимательства?
3. Выполните в тетради задание 4 на с. 260 учебника 1 или практикум на с. 102, 105 учебника 2.