Цель: дать знание понятий «интересы» и «склонности» как личных качеств; показать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми; развивать умение в разрешении конфликтов, связанных с решением общих проблем.
Понятия: интерес; склонность; свободное время; социальная группа; самоутверждение; самостоятельность; взрослый человек.
Ход урока
I. Проведение самопрезентации или презентации своего друга или соседа по парте.
Инструкция: учащийся рассказывает о себе или о своем однокласснике, одновременно перекладывает бусинки из одной шкатулки в другую, до тех пор, пока они не закончатся. Используйте в рассказе высказывания, начинающиеся со слов:
1) Я (он, она), фамилия, имя.
2) Основные черты моего характера…
3) Мне нравится в людях…
4) Я имею…
5) Я интересуюсь…
6) Я могу помочь…
II. Аукцион ценностей качеств личности.
Цель : сформировать у учащихся ценностное отношение к себе и другим.
Инструкция: методом мозгового штурма называть черты характера человека. У каждого игрока 150 рублей, на которые они могут купить себе нужную им черту характера.
Ведущий (учитель) проводит аукцион-продажу. Учащиеся на листочках записывают черты характера, которые они приобрели. В это время помощник ведущего обозначает на доске, за сколько продана та или иная черта личности.
При подведении итогов задаются вопросы:
– Какие черты личности проданы за более высокую (низкую) цену и почему?
– Почему ты выбрал эту черту характера?
Краткий перечень черт характера:
– аккуратность; — сдержанность;
– бдительность; – справедливость;
– безволие; – предприимчивость;
– жадность; – интеллигентность;
– дальновидность; – добродушие;
– высокомерие; – доброта;
– медлительность; – исполнительность;
III. Беседа «Что такое общение?».
Цель: подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку.
Вопросы для беседы:
– С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему?
– Что связывает людей между собой?
– Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться»?
– Что такое интерес?
Истоки интересов человека лежат в самом человеке, в его отношении к другому человеку. Существует простая истина, что все богатство ума и чувств, беды и изъяны поведения и характера неразрывно связаны с окружающими людьми. Чтобы изменить себя, надо разорвать одни связи, построить другие. Любые человеческие отношения обретают свою конкретность в реальных, окружающих нас предметах.
Нет общения в общем смысле, оно всегда бывает «по поводу». Этот повод и есть предмет интереса. От других людей мы узнаем, что есть объекты, которые могут представлять для них какую-то ценность. Интересуясь ими, овладеваем средством связи с другим человеком. В начале это просто повод для общения, потом предмет общения представляется в собственность, которая обогащает эмоциональный и духовный мир человека.
IV. Анкетирование «Мои интересы».
Инструкция: учащимся раздаются 2 бланка с вопросами, на которые они отвечают письменно.
1- й бланк:
1) Что я люблю больше всего?
2) Мое любимое время года.
3) Мое любимое животное.
4) Мой любимый предмет.
5) Куда я ходил?
6) Моя любимая музыка.
7) Мои любимые книги.
8) Мои любимые телепередачи.
9) Мои игры.
2- й бланк:
Мое самое любимое занятие.
Нарисуйте 2-3 самых любимых занятия.
После подведения итогов анкеты, выявляются группы ребят с общими интересами. Они рассказывают, почему их интересует данная тема.
III.Тест «Исследование самооценки личности».
Цель: определить уровень самооценки подростка.
Инструкция: самостоятельно запишите слова, характеризующие качества личности. Оцените их от 20 до 1 балла с точки зрения полезности, значимости. Оценку 20 баллов поставьте в бланке слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым полезным. Оценку в 1 балл поставьте в той же колонке слева от качества, которое наименее полезно. Все остальные оценки от 19 до 2 баллов расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам.
В ходе беседы по результатам исследования выясняется:
– Почему результат исследования может не совпадать с первоначальным результатом самопрезентации?
IV. Упражнение «Лестница моих проблем».
– На каждой ступеньке запишите трудности, которые вы испытываете в общении с родителями, друзьями, самим собой.
Затем учащиеся находят сходные проблемы у других, объединяются в группы и пытаются найти пути решения этой проблемы.
V. Обыгрывание конфликтной ситуации.
Обыграйте конфликтную ситуацию. Найдите подход к решению проблемы. Обыграйте эту же ситуацию, но чтобы конфликта не возникло.
VI. Рефлексия.
– Что удалось вам в изучении темы?
– Что вы хотели бы еще узнать?