Урок 16 РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ (продолжение)

0
585
школьница

Цель: дать знание понятий «интересы» и «склонности» как лич­ных качеств; показать необходимость взаимных интересов при уста­новлении дружеских отношений между людьми; развивать умение в разрешении конфликтов, связанных с решением общих проблем.

Понятия: интерес; склонность; свободное время; социальная группа; самоутверждение; самостоятельность; взрослый человек.

Ход урока

I. Проведение самопрезентации или презентации своего друга или соседа по парте.

Инструкция: учащийся рассказывает о себе или о своем однокласснике, одновременно перекладывает бусинки из одной шкатулки в другую, до тех пор, пока они не закончатся. Исполь­зуйте в рассказе высказывания, начинающиеся со слов:

1) Я (он, она), фамилия, имя.

2) Основные черты моего характера…

3) Мне нравится в людях…

4) Я имею…

5) Я интересуюсь…

6) Я могу помочь…

II. Аукцион ценностей качеств личности.

Цель : сформировать у учащихся ценностное отношение к се­бе и другим.

Инструкция: методом мозгового штурма называть черты характера человека. У каждого игрока 150 рублей, на которые они могут купить себе нужную им черту характера.

Ведущий (учитель) проводит аукцион-продажу. Учащиеся на листочках записывают черты характера, которые они приобрели. В это время помощник ведущего обозначает на доске, за сколько продана та или иная черта личности.

При подведении итогов задаются вопросы:

– Какие черты личности проданы за более высокую (низкую) цену и почему?

– Почему ты выбрал эту черту характера?

Краткий перечень черт характера:

– аккуратность; — сдержанность;

– бдительность; – справедливость;

– безволие; – предприимчивость;

– жадность; – интеллигентность;

– дальновидность; – добродушие;

– высокомерие; – доброта;

– медлительность; – исполнительность;

III. Беседа «Что такое общение?».

Цель: подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку.

Вопросы для беседы:

– С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему?

– Что связывает людей между собой?

– Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться»?

– Что такое интерес?

Истоки интересов человека лежат в самом человеке, в его от­ношении к другому человеку. Существует простая истина, что все богатство ума и чувств, беды и изъяны поведения и характера не­разрывно связаны с окружающими людьми. Чтобы изменить себя, надо разорвать одни связи, построить другие. Любые человеческие отношения обретают свою конкретность в реальных, окружающих нас предметах.

Нет общения в общем смысле, оно всегда бывает «по поводу». Этот повод и есть предмет интереса. От других людей мы узнаем, что есть объекты, которые могут представлять для них какую-то ценность. Интересуясь ими, овладеваем средством связи с другим человеком. В начале это просто повод для общения, потом предмет общения представляется в собственность, которая обогащает эмо­циональный и духовный мир человека.

IV. Анкетирование «Мои интересы».

Инструкция: учащимся раздаются 2 бланка с вопросами, на которые они отвечают письменно.

1- й бланк:

1) Что я люблю больше всего?

2) Мое любимое время года.

3) Мое любимое животное.

4) Мой любимый предмет.

5) Куда я ходил?

6) Моя любимая музыка.

7) Мои любимые книги.

8) Мои любимые телепередачи.

9) Мои игры.

2- й бланк:

Мое самое любимое занятие.

Нарисуйте 2-3 самых любимых занятия.

После подведения итогов анкеты, выявляются группы ребят с общими инте­ресами. Они рассказывают, почему их интересует данная тема.

III.Тест «Исследование самооценки личности».

Цель: определить уровень самооценки подростка.

Инструкция: самостоятельно запишите слова, характери­зующие качества личности. Оцените их от 20 до 1 балла с точки зрения полезности, значимости. Оценку 20 баллов поставьте в бланке слева от того качества, которое, по вашему мнению, являет­ся самым полезным. Оценку в 1 балл поставьте в той же колонке слева от качества, которое наименее полезно. Все остальные оцен­ки от 19 до 2 баллов расположите в соответствии с вашим отноше­нием ко всем остальным качествам.

В ходе беседы по результатам исследования выясняется:

– Почему результат исследования может не совпадать с перво­начальным результатом самопрезентации?

IV. Упражнение «Лестница моих проблем».

– На каждой ступеньке запишите трудности, которые вы испы­тываете в общении с родителями, друзьями, самим собой.

Затем учащиеся находят сходные проблемы у других, объеди­няются в группы и пытаются найти пути решения этой проблемы.

V. Обыгрывание конфликтной ситуации.

Обыграйте конфликтную ситуацию. Найдите подход к реше­нию проблемы. Обыграйте эту же ситуацию, но чтобы конфликта не возникло.

VI. Рефлексия.

– Что удалось вам в изучении темы?

– Что вы хотели бы еще узнать?