Урок 16 Тема: « Дом Дружбы»

0
925
метод печати

Цель урока: развивать в детях навыки коллективной деятельности; формировать умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь, проявлять терпимость, ответственность, взаимопонимание при достижении поставленных целей.

Методы : беседа, рассказ, объяснение, упражнение, практическая работа, игра.

Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», журналы, вырезки из газет, ножницы, клей, кисти, краски, фломастеры, листы ватмана, мяч, аппликации.

Круг радости

Учитель предлагает детям задуматься над качествами, которыми должны обладать жители «Дома Дружбы».

– Я буду бросать вам мяч, называя какое-нибудь качество человека. Если оно, на ваш взгляд, приемлемо для жителей «Дома Дружбы», то ловите мяч. А если нет – отбиваете его.

Учитель бросает мяч по кругу, при каждом броске называя качества: любовь, доброта, зависть, честность, злоба, щедрость, заботливость, смелость, грубость, баловство, бережливость, хамство, послушание (и т.д.).

– Очень хорошо, ребята! Вы правильно определили человеческие качества, которые помогают людям жить дружно, счастливо, в согласии с самим собой и окружающим миром.

Работа с хрестоматией

А. Островский . «И построили мы дом»

Мы решили строить дом.

Ох, и выбрали местечко!

Слева – лес, направо – речка,

и луга цветут кругом!

Есть топор и молоток.

Вот пила, а вот лопата.

Только строить рановато,

обождём ещё чуток…

Нужно толком всё решить:

ошибёшься – не поправишь.

Как ты дом себе построишь,

так и будешь в доме жить.

Всё обдумаем ладком,

рассчитаем и проверим.

Мы сперва семь раз отмерим,

а отрежем уж потом.

Рассуждали так и сяк,

обсуждали так и эдак

и решили напоследок

новый дом построить так:

чтобы ветры погостить

к нам со всех сторон летели,

лес шумел и птицы пели –

окна незачем стеклить.

Не навесим мы дверей,

чтобы дом не закрывался,

на засов не запирался –

был открытым для людей.

Чтобы звёздный хоровод

видеть ясными ночами,

мы решили, что над нами

крышей будет небосвод.

Соберутся в дом друзья,

а друзей у нас – немало!

Чтобы места всем хватало,

ставить стены нам нельзя.

И построили мы дом:

лес стоит сплошной стеною,

небеса над головою,

и луга цветут кругом.

– Ребята, как вы думаете, о каком доме идет речь в этом стихотворении?

– Как вы считаете, какой дом можно назвать самым лучшим?

Творческая работа «Дом Дружбы»

Учитель делит детей на группы по 4-5 человек. Предлагает, используя вспомогательные материалы (рисунки, аппликации), подготовленные детьми и учителем к уроку, подумать и создать «Дом Дружбы».

– Построение дома – это важное и ответственное занятие. Вы должны будете все продумать: начиная от стен и крыши до традиций и праздников, которые в вашем доме будут соблюдаться и осуществляться.

Порядок работы:

1. Обсуждение полученного задания и материалов для его выполнения.

2. Создание плана будущего дома.

3. Выполнение задания: рисунок, коллаж, подготовка защиты.

4. Подготовка к защите проекта, обсуждение.

5. Презентация (во время презентации другие группы задают вопросы).

6. Подведение итогов.

– Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. У вас получились замечательные «Дома Дружбы»!

Побеседуем

– Обычно, когда мы слышим слово «дом», то думаем о нашем родном доме, где живут близкие и любимые люди. Такой дом мы называем родительским.

– А могут ли быть другие дома, например, «Дом Счастья», «Дом Друзей», «Дом Дружбы»?

Размышления детей.

– Каким вы представляете свой дом, когда станете взрослыми, самостоятельными людьми?

– Как вы думаете, что надо делать, чтобы все, кто проживает в доме, хорошо относились друг другу?

Размышления детей.

Упражнение «Единство»

– Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.

Дети пробуют.

– А теперь то же самое сделайте, используя все пальцы руки.

Расскажите, в каком случае вам удалось выполнить это задание?

Ответы детей .

– Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все , то оно обязательно будет успешным. И вы это подтвердили, построив «Дома Дружбы».

– Что вы чувствовали, когда разрабатывали проекты своих домов?

Рассуждения детей.

Очень хорошо. Действительно, такие отношения между людьми, как дружба, взаимопонимание, единение, терпимость и др. составляют надежную и прочную основу настоящего «Дома Дружбы».

Игра «Дружный дом»

– Не секрет, что каждый человек мечтает о дружном и счастливом доме. Предлагаю игру «Дружный дом».

Учитель делит детей на 4-5 групп (равные по количеству учащихся). Мелом на полу рисуются круги (дома). По сигналу учителя (начало мелодии, звук бубна, удар молоточком по столу и т.д.) все «жители дома» должны уместиться в своем круге-домике. Побеждает тот «дом», все члены которого поместятся в круге и сделают это быстрее других. Перед началом игры члены «дома» должны посовещаться, как лучше разместиться в круге.

Расскажите, какие качества потребовались вам для участия в этой игре?

– А какие чувства возникали у вас, когда вы находились в «дружном доме»?

– Что вы поняли для себя из этой игры?

Размышления детей.

Работа в тетради

Творческая работа детей – изготовление открытки «Дом Дружбы» адание 1 ).

Порядок работы:

1. Вырезать заготовку для открытки.

2. Оформить лицевую часть будущей открытки (рисунок, аппликации).

3. Написать внутри открытки краткие и выразительные предложения о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Например: «Счастье нужно нам всем».

4. Презентация работ.

Домашнее задание

– Прочитайте внимательно в тетради задания 2, 3, 4 и выполните их.

Прочитайте в хрестоматии рассказ Л. Милева «Черешенка и воробей».

Круг «От сердца к сердцу»

– Помните, ребята, что мир вокруг нас может стать красивым, счастливым и радостным лишь тогда, когда каждый человек научится и будет творить добро.

Учитель предлагает детям завершить урок, высказав добрые пожелания жителям «Дома Дружбы» и всем казахстанцам.

Самопознание, поурочные планы для 4 класса