Цели урока: дать понятие функций заднего среднего отделов головного мозга как отделов, регулирующих сложную безусловно рефлекторную деятельность организма; выявить специфические особенности строения этих отделов мозга у человека.
Оборудование: таблица «Головной мозг», диафильм «Строение и функции головного мозга».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Задание 1. Начерти рефлекторную дугу коленного рефлекса. Укажите части рефлекторной дуги. Какой это рефлекс? О какой функции спинного мозга он говорит? По желанию мы можем задержать движение ноги или качнуть ее. Что позволяет снизить или повысить рефлекторный эффект? Почему это возможно? Назовите основные функции спинного мозга.
Задание 2. Расскажите о строении спинного мозга (по таблице). Используйте в рассказе термины: серое вещество, белое вещество, спинномозговые нервы, восходящие и нисходящие проводящий пути, задние и передние корешки, центральный канал. Чем нервы отличаются от проводящих путей?
Заполните таблицу:
Таблица. Функции спинного мозга (СМ)1
|
Пока учащиеся готовятся к ответу по заданиям 1 и 2, остальные получают следующие задания:
1 Способ выполнения задания (нужное указать): с использованием учебника; самостоятельно, без использования ученика.
1. Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга наступает смерть.
– Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?
(В направлении повышения управляющей, регулятивной роли головного мозга.)
Опережающее, к новой теме (дифференцированно).
2. Проанализируйте данные о нервной системе.
1. Количество крови, протекающей через 100 г массы головного мозга человека, составляет 136 см3 в 1 мм, желудка – 21 см3 в 1 мм, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мм.
2. Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65 % массы всего тела.
3. Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы.
– Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью, и кислородом головного мозга и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека.
III. Изучение новой темы
► Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.
– Как вы думаете, почему, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» спинной мозг. Выскажите свои предположения. Обсудив коллективно, сделайте краткий вывод и запишите его.
После этого учащиеся (выполняющие задание 4) объясняют, почему снабжению кровью и кислородом головного мозга и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека. Делают вывод и предлагают краткую запись его.
Учитель. Проверим правильность высказанных предположений после изучения темы «Строение и функции головного мозга».
Учащиеся записывают тему урока.
► Головной мозг в цифрах (активизация познавательной деятельности).
Головной мозг располагается в мозговой части черепа.
Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Существуют значительные индивидуальные различия массы головного мозга людей. Некоторые авторы считают, что средняя масса головного мозга человека равна 1450 м. Почти у всех животных, за небольшими исключениями, масса головного мозга меньше, чем у человека. Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе
– 375 г, быка – 500 г, лошади 650 г, дельфина афалины – 1700 г, слона – 6000 г, китов: финвала – 7200 г, кашалота – 9200 г. Но по отношению к массе тела мозг человека весит больше.
Масса спинного мозга животных составляет 23-47 % от массы головного, а у человека лишь 2 % от головного.
Непосредственной связи умственного развития с массой головного мозга не существует. Масса головного мозга многих одаренных людей превышала среднюю массу, например у Тургенева – 2012 г, Бехтерева – 1720 г, Павлова – 1653 г, Менделеева – 1571 г. Однако масса его у других одаренных людей была и значительно меньше средней, например у А. Франса – 1017 г. Самый тяжелый мозг из всех до настоящего времени изученных оказался у идиота – 2850 г. Однако есть и предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000 г, а для взрослой женщины – 900 г.
Посмотрите, какие еще цифры представляют головной мозг. О чем они говорят? (Демонстрация таблицы.)
– Число нейронов в мозге – 14 ООО ООО ООО (полагают, возможно, что 100 ООО ООО ООО).
– Число нейронов в коре больших полушарий – 12 000000.
– Длина нервных волокон в переднем мозге – 500 000 км.
– Длина нервных волокон вне головного мозга – 4800 000 км
– Поверхность коры благодаря бороздам и извилинам достигает 2000 – 2500 см2
– По современным представлениям, вся кора делится на 111 областей и 52 поля.
– Объем мозга составляет 91-95 % емкости черепа.
– Ежеминутно через сосуды мозга протекает 3Л л крови, общая длина всех сосудов полушарий составляет 560 км.
– 1 мм коры больших полушарий содержит не менее 30 тыс. нейронов.
– Масса мозжечка составляет 1/8 массы головного мозга.
– Крупные нейроны могут иметь от 4 до 20 тыс. синаптических контактов.
Головной мозг состоит из пяти отделов (это известно из курса зоологии): продолговатого, мозжечка, среднего, промежуточного и переднего.