Ц е л и: ознакомить с однородными дополнениями; развивать умение распознавать в предложении однородные дополнения.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
П и с ь м о п о д д и к т о в к у.
В молодом осиннике дрожат, постукивают друг о друга нежные листики. В лучах заходящего солнца блестит, переливается золотом река. Покачивается, шуршит камыш на ее берегах.
З а д а н и я по тексту:
Подчеркните изученные орфограммы. Объясните расстановку знаков препинания.
Подчеркните однородные члены.
II. Актуализация опорных знаний.
Упражнение 52 учащиеся выполняют по заданию учебника устно.
– Как вы думаете, почему в первом отрывке между однородными сказуемыми, соединенными союзом да, запятая не ставится, а во втором отрывке ставится?
III. Формирование новых знаний.
Выскажите свои предположения об однородных членах, которые могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.
1. Прочитайте стихотворение (текст записан на доске).
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к жуку пришли.
– Какие однородные члены встретились в этом стихотворении? Назовите их.
– Какими членами предложения они являются? (В первом предложении – дополнениями; во втором – подлежащими.)
2. В ы п о л н е н и е упражнения 51 по заданию учебника.
В о п р о с ы:
– Выполните первое задание к упражнению.
– Какие второстепенные члены предложения есть в этом предложении?
На доске выписываются все словосочетания с дополнениями.
– Назовите дополнения, которые отвечают на один и тот же вопрос. К одному или разным членам предложения они относятся?
– Как можно назвать эти дополнения?
– Прочитайте сведения о языке на с. 30. Верно ли вы предполагали?
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 53.
Устно разбираются выделенные предложения по членам, объясняется расстановка знаков препинания.
– Спишите последнее предложение и разберите его по членам.
– Сколько дополнений в этом предложении?
– Выпишите словосочетания, в которые входят только дополнения. (Работа выполняется на доске и в тетрадях.)
– Почему не все дополнения, отвечающие на вопрос что?, являются однородными?
– А какие дополнения будут однородными? Назовите их.
– Что можете сказать о сказуемых в этом предложении? (Они являются однородными членами предложения, так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении.)
2. Упражнение 54 учащиеся выполняют по заданию учебника.
Устно разберите каждое предложение, письменно составьте схемы к предложениям.
1)
2)
Остальные предложения анализируются аналогично.
Сравнивая расстановку знаков препинания, учащиеся под руководством учителя делают в ы в о д: правила расстановки знаков препинания между однородными главными членами предложения и однородными дополнениями одинаковы.
– Спишите предложения с однородными дополнениями.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие два условия должны выполняться, чтобы дополнения были однородными членами предложения?
– Расскажите о расстановке знаков препинания между однородными дополнениями.
Домашнее задание: упражнение 55.