Урок 15 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
619

Ц е л и: ознакомить с однородными дополнениями; развивать умение распознавать в предложении однородные дополнения.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

П и с ь м о п о д д и к т о в к у.

В молодом осиннике дрожат, постукивают друг о друга нежные листики. В лучах заходящего солнца блестит, переливается золотом река. Покачивается, шуршит камыш на ее берегах.

З а д а н и я по тексту:

Подчеркните изученные орфограммы. Объясните расстановку знаков препинания.

Подчеркните однородные члены.

II. Актуализация опорных знаний.

Упражнение 52 учащиеся выполняют по заданию учебника устно.

– Как вы думаете, почему в первом отрывке между однородными сказуемыми, соединенными союзом да, запятая не ставится, а во втором отрывке ставится?

III. Формирование новых знаний.

Выскажите свои предположения об однородных членах, которые могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.

1. Прочитайте стихотворение (текст записан на доске).

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчелы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к жуку пришли.

– Какие однородные члены встретились в этом стихотворении? Назовите их.

– Какими членами предложения они являются? (В первом предложении – дополнениями; во втором – подлежащими.)

2. В ы п о л н е н и е упражнения 51 по заданию учебника.

В о п р о с ы:

– Выполните первое задание к упражнению.

– Какие второстепенные члены предложения есть в этом предложении?

На доске выписываются все словосочетания с дополнениями.

– Назовите дополнения, которые отвечают на один и тот же вопрос. К одному или разным членам предложения они относятся?

– Как можно назвать эти дополнения?

– Прочитайте сведения о языке на с. 30. Верно ли вы предполагали?

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 53.

Устно разбираются выделенные предложения по членам, объясняется расстановка знаков препинания.

– Спишите последнее предложение и разберите его по членам.

– Сколько дополнений в этом предложении?

– Выпишите словосочетания, в которые входят только дополнения. (Работа выполняется на доске и в тетрадях.)

– Почему не все дополнения, отвечающие на вопрос что?, являются однородными?

– А какие дополнения будут однородными? Назовите их.

– Что можете сказать о сказуемых в этом предложении? (Они являются однородными членами предложения, так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении.)

2. Упражнение 54 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Устно разберите каждое предложение, письменно составьте схемы к предложениям.

1)

2)

Остальные предложения анализируются аналогично.

Сравнивая расстановку знаков препинания, учащиеся под руководством учителя делают в ы в о д: правила расстановки знаков препинания между однородными главными членами предложения и однородными дополнениями одинаковы.

– Спишите предложения с однородными дополнениями.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие два условия должны выполняться, чтобы дополнения были однородными членами предложения?

– Расскажите о расстановке знаков препинания между однородными дополнениями.

Домашнее задание: упражнение 55.