Вид деятельности: рисование птиц.
Цели: развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски птиц; продолжить ознакомление с анималистическим жанром; способствовать формированию эстетического отношения к действительности; обучать выполнению рисунков птиц по памяти или с натуры; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: для учителя – методические таблицы (этапы выполнения рисунка птицы), фотографии, рисунки к учебным пособиям, рисунки учащихся; для учащихся – художественные принадлежности для рисования, красочные иллюстрации.
Зрительный ряд: рисунки художников Е. Чарушина, А. Пахомова, В. Лебедева, Ю. Васнецова.
Литературный ряд: отрывки из литературных произведений, сказок.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа об особенностях жизни и изображения птиц.
Перед выполнением рисунка проводится краткая беседа о пользе, которую приносят птицы, о бережном отношении к пернатым друзьям, заботе о них, наблюдении за птицами в жизни и на уроках природоведения. Рассматриваются иллюстрации, фотографии и т. д. Выявляются характерные особенности внешнего вида птиц и их повадок.
Зачитываются отрывки из сказок и литературных произведений. Учащиеся рассказывают стихи и загадывают загадки о птицах.
Загадки.
Пальма в озеро глядится,
А под пальмой чудо-птица.
Хвост, как веер расписной, –
Синий, красный, золотой,
Желтый цвет, зеленый цвет,
Всех цветов лесной букет. (Павлин.)
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)
Верст не считала,
По дорогам не езжала,
А за морем бывала. (Птица.)
Днем молчит,
Ночью кричит. (Филин.)
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сама мала,
А за морем бывала. (Ласточка.)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы. (Петух.)
– Рисунок птиц выполняется аналогично изображению животных, то есть в очертании тела любой птицы также лежат геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову – окружностью. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища – углы крыльев и трапециевидную полоску хвоста; обозначают глаза, тоненькие ножки, перья – линиями и штрихами, очерчивающими форму частей, и намечающими штрихами пушистую фактуру поверхности тела.
III. Самостоятельная работа.
Учитель на доске делает набросок с указанными приемами. (См. Приложение.) Прорисовываются мелкие детали.
Рисунок птицы может выполняться карандашом или красками. По ходу работы анализируется анатомическое строение птицы.
IV. Итог урока.
Выставки рисунков и их оценка.