Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Познакомить их с понятиями «эпидемия» и «пандемия», с противоэпидемическими мероприятиями по защите населения.
Изучаемые вопросы
Инфекционные болезни и пути распространения инфекции.
Эпидемии и пандемии.
Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Изложение учебного материала
1. Дать определение понятию «инфекционные болезни», привести классификацию инфекционных заболеваний в зависимости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции.
Рассмотреть причины возникновения инфекционных болезней и пути распространения инфекции.
2. Инфекционные заболевания среди людей могут проявляться в единичных случаях, бывают также случаи одновременного кратковременного повышения числа заболевших определенной инфекционной болезнью (в коллективе или на небольшой территории).
Если заболевание охватывает большое количество населения, уровень заболеваемости превышает обычно регистрируемый в данной местности. Такое явление называется эпидемией.
Эпидемии гриппа случаются каждый год (обычно в осенне-зимний период) и поражают до 15% населения земного шара.
3. Разбирая содержание третьего вопроса, рассмотреть комплекс противоэпидемических мероприятий.
Возникновение инфекционных заболеваний среди людей возможно лишь при наличии трех факторов:
источник возбудителя инфекции (патогенные бактерии, вирусы, грибки);
механизм передачи инфекции от больного человека, животного или другого носителя инфекции (насекомые: комары, мухи, клещи и др.) к здоровому;
люди, восприимчивые к данной инфекции.
Борьба с инфекцией ведется в отношении всех трех факторов эпидемического процесса и включает в себя мероприятия по обезвреживанию источника возбудителя инфекции, пресечению путей передачи инфекции и повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям.
Необходимо отметить, что при различных инфекционных заболеваниях значимость отдельных противоэпидемический мероприятий неодинакова.
Например, при ликвидации очага дифтерии или кори прежде всего проводят иммунизацию (делают прививки) всех детей данного населенного пункта.
При кишечных инфекциях более эффективны общесанитарные меры по пресечению путей передачи инфекции. Так, при возникновении дизентерии принимаются срочные меры по выявлению в очаге возникновения инфекции всех больным и носителей инфекции с целью их изоляции и лечения.
Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания проводятся в течение всего периода выявления инфекционный больных. Эти мероприятия проводят специалисты учреждения государственного санитарного эпидемического надзора и врачи кабинетов инфекционных заболеваний поликлиник.
В заключение урока дать более подробную информацию о гриппе и его профилактике.
Контрольные вопросы
Какие болезни человека называются инфекционными?
Какими путями передается инфекция?
Что такое эпидемия и пандемия?
Каковы особенности гриппа и чем он опасен для человека?
Домашнее задание
Изучите § 5.3. 2. Продумайте свой план поведения для профилактики гриппа в разное время года.