Урок 13 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «ТУЧА»

0
528
школьница

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать ученикам многообразие его поэзии; учить детей видеть прекрасное, прививать любовь к литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из выполненных учащимися рисунков к сказке «Конёк-горбунок» организуется выставка, позже рисунки могут использоваться детьми при чтении понравившегося отрывка, чтении по ролям.

Далее учащиеся инсценируют или читают по ролям выбранные ими отрывки, читают наизусть понравившиеся эпизоды, в зависимости от того, какое задание они выполняли дома.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения которого вам знакомы с раннего детства. кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, повестей, сказок, вы догадаетесь сами, прослушав отрывки некоторых из них.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

– Догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

– Отрывки из каких произведений А. С. Пушкина услышали?

– Какое произведение поэта нравится вам больше других?

– Что вы знаете о самом поэте, его детстве, юности?

Высказывания детей.

– Статья, данная в ваших учебниках, сможет раскрыть перед вами новые стороны характера поэта.

Чтение вслух статьи «Александр Сергеевич Пушкин» (с. 67, часть 1-я).

– Как по-новому раскрылся перед вами характер маленького Саши?

– Что нового узнали о детстве поэта?

– Что вас удивило?

Затем идет рассказ учителя.

– В доме Пушкиных часто бывали известные литераторы разных поколений, одним из них был В. А. Жуковский. Восторженным поэтом-любителем был дядя Пушкина, Василий Львович. Повезло маленькому Саше и с няней: от Арины Родионовны Яковлевой он слышал много замечательных русских сказок.

Но главным «везением» юного Пушкина, событием, которое предопределило всю его дальнейшую жизнь, стало зачисление в Царскосельский императорский лицей. Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, политике и даже искусству стихосложения. Здесь он встретил своих лучших друзей – Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера.

В 1817 году А. С. Пушкин заканчивает лицей и отдаётся литературной деятельности. В 1820 году в печати появляется его поэма «Руслан и Людмила». Только что вышедшую в свет поэму А. С. Пушкин дарит своему учителю и другу В. А. Жуковскому. В ответ на это В. А. Жуковский дарит молодому поэту свой портрет со словами: «Победителю ученику от побеждённого учителя…»

Вскоре судьба готовит поэту первое испытание.

До правительства дошли сведения о дерзких стихах и эпиграммах (небольших стихотворениях, высмеивающих кого-либо) Пушкина на политические темы. Поэту грозит ссылка в Сибирь, что означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но Пушкин сам является к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдаёт» тексты запрещённых стихотворений. Благодаря этому, а также заступничеству Н. М. Карамзина, выдающегося историка и писателя, весной 1820 года Пушкин отбывает в «мягкую» ссылку на юг, в Кишинёв. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, но он сохранил личную свободу, возможность заниматься творчеством. Однако год от года Пушкин всё болезненнее, всё острее переживает оторванность от друзей, от литературной среды.

Стихи, созданные на юге, постепенно складываются в единый поэтический сюжет: они повествуют о поэте, изгнанном властями на окраину империи, не раз обманутом, но не изменившем своей главной любви – внутренней свободе.

– Одно из стихотворений мы прочитаем с вами сегодня. Это стихотворение «Туча».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

– Какие слова использует автор, чтобы показать, что пора ненастья миновала?

– Как надо читать это стихотворение?

Далее идёт упражнение в чтении стихотворения. Дети читают стихотворение вполголоса вместе с учителем, в результате чего отрабатываются нужный темп, интонация.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Туча» (с. 69, часть 1-я).