Урок 13 Тема: ДЕЙСТВИЕ И СЛОВО

0
468

Урок 13

Тема: действие и слово

Цели: познакомить со словами-действиями; продолжать словарную работу; обогащать речь учащихся.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Выполнение упражнения 12, с. 39.

– Назовите третий слог. С какой буквы начнем его писать?

Из каких элементов состоит буква?

II. Словарная работа.

– Вставьте пропущенные буквы в слова: М..рковь, п..тух, т..релка, с..рока, в..рона.

? Отгадайте загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей.)

– Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» – это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово «воробей» восходит к древней основе вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

– Что нужно запомнить в написании этого слова? (Буквосочетание -оро-.)

– Составьте предложение с этим словом.

– Что выражает ваше предложение?

С какой интонацией произносится? Запишите его.

III. Актуализация опорных знаний.

– Приведите примеры слов-предметов.

– На какие вопросы отвечают эти слова?

Выберите из текста слова-предметы. Подчеркните их одной чертой. (Задание проходит в виде эстафеты. Учитель заранее готовит тексты на листочках. Каждому ученику нужно найти и подчеркнуть одно слово-предмет. Текст передается «по цепочке».)

I ряд.

В ЛЕСУ

Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. Ужи шипят. Соловей поет веселую песню.

II ряд.

НА РЕКЕ

Пришла теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу.

III ряд.

МАРТ

Март на дворе. Днем сильно греет солнце. На дорогах лужи. Звенит капель. Сколько растает снег и лед. Прилетят грачи и скворцы. Саша и Таня повесят скворечники.

– Коллективная проверка.

IV. Формирование новых знаний.

Физкультминутка

– Я буду давать указания, а вы выполняйте.

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните

И читать, друзья, начните.

– Почему вы выполняли эти действия? Значит, есть слова, которые обозначают действия предметов?

1. Выполнение упражнения 14, с. 40.

– О ком можно составить предложения?

– Какое слово повторяется в каждом предложении? Что оно обозначает?

2. Выполнение упражнений 15, 16, с. 41.

– Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик? Что называют эти слова?

– Назовите действия девочки, кошки, самолета.

– Давайте договоримся: названия действий – это тоже слова.

3. Выполнение упражнения 17, с. 42.

– Прочитайте слова. Кто или что может выполнять эти действия? (Выполняется построчно.)

– Запишите слова в порядке усиления действия. Самое слабое действие из первой группы – это… (шепчет). Дальше? Самое сильное?

4. Выполнение упражнения 18, с. 42.

– Что называют данные слова? (Действия.)

– Запишите только те слова, которые называют действия воробья.

! Игра на закрепление понятия.

Учитель заранее готовит задания на карточках. Ученики по очереди выбирают карточку и без слов показывают действие, которое там написано. Остальные должны догадаться.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– С каким словарным словом познакомились? Придумайте к нему слова-действия.