Урок 12. ЖЕНЩИНА В ОБЩЕСТВЕ

0
1521
информатика

Цель: углубление представлений учащихся о личност¬ных качествах и предназначении женщины.
Задачи: – раскрыть значение понятий «женственность», «предназначение женщины»; – развить сознательное стремление проявлять личностную активность; – воспитывать уважительное отношение к женщине.
Круг радости
Учитель приглашает всех в круг и предлагает назвать добрые качества женщины. Ученики по очереди произносят: «Доброта», «Нежность», «Заботливость», «Радушие», «Аккуратность», «Веселость», «Вежливость» «Умение понять». Далее следует пригласить учащихся принять участие в продолжении разговора о том, что значит быть женщиной.
Чтение Представленный текст можно рассматривать как размышления современной девушки о назначении женщины.
*** М. Никулина
Именно в эти годы вдруг выясняется, что ты мучительно и по-настоящему одинока, что родители не понимают тебя, а друзья совсем не такие, о каких ты мечтала. И весь мир, еще вчера такой ясный и праздничный, совершенно к тебе равнодушен и несправедлив. И ты изо всех сил стараешься казаться современной, независимой, значительной, заметной – это уж непременно – и, конечно же, модной, яркой, оригинальной… И вдруг выясняется, что это совсем не так легко и не так просто: ты модная, а кто-то еще модней; ты яркая, а кто-то куда как ярче: тебя-то почти и не видно. Конечно, можно «поднажать», еще что-нибудь придумать, еще как-нибудь выделиться – иные всю жизнь на это тратят, дыхания не переведут в этой гонке. А мир так ничего и не заметит. Тут обижаться смешно и спрашивать не с кого. Да и почему мир должен бросаться тебе на помощь? Нужно самой решиться и заглянуть ему в лицо. А потом жить в этом мире. Украшать его и строить. Но прежде чем вступать в живые, осознанные отношения с миром, нужно понять самого себя, увидеть себя естественной частью этого мира. И твои сегодняшние сомнения, печали и обиды – просто обязательные приметы уже начавшегося в тебе серьезного сердечного труда. Это тяжелый труд, но другого выхода чтобы увидеть, надо смотреть, чтобы понять -думать, делать, пробовать, и только самой. И только с любовью. Потому что ни за что, кроме любви, не может ответить любовь. Это – закон жизни. Трудно тебе – встань и помоги другому: ему тоже трудно. Друг не понимает тебя – попробуй сама его понять. На душе у тебя тяжело – прими на себя тяжесть иной души. И вам обоим станет легче. Тебе кажется, что в мире мало любви. Люби сама – и ее станет больше. Постоянно претендовать на чье-то внимание и требовать чьей-то признательности, в конце концов, неинтересно и скучно. В народе говорят: «Если ты встретил человека – поспеши сделать ему добро – может быть, ты видишь его в последний раз». Если ты не будешь тратить свое сердце, ты не узнаешь, как оно велико. Многое ли в жизни можно купить? Красивые вещи, и снова красивые вещи… Ни любви, ни красоты, ни доброты. Это приходит само в ответ на твою любовь и доброту. Ты скажешь, не мало ли этого сегодня, в наши дни, когда для всех открыты все дороги, когда женщина может стать ученым-исследователем, крупным руководителем, покорителем морских глубин? Нет, не мало. Но как бы важна, интересна и увлекательна ни была работа, для женщины дом, семья – ее особое поприще, особое место в жизни. И если кто-нибудь в крайнем случае сможет заменить тебя в лаборатории, офисе, на трибуне, то никто не сможет любить за тебя твоего ребенка. Накормят, конечно, и в люди выведут. Но останутся в душе его маленькая черная пустота, нехватка счастья, теплоты и нежности. И постепенно образуется в обществе дефицит духовности, доброты и сострадания. Вот и получается, что все твои нынешние размышления и поиски имеют прямое отношение к самым главным заботам нашего общества. И лично от тебя зависит, как люди живут на земле сегодня и как будут жить завтра.
Анализ проводится по вопросам
• Какое поприще женщины автор называет особым? Почему? • Согласны ли вы с мнением автора о главном предназначении женщины? Прокомментируйте свой ответ.
Подводя итоги обсуждению проблем, поставленных в тексте, по вопросам, учителю важно обратить внимание учащихся на то, что, постигая свое предназначение, современной девушке всегда нужно помнить о той великой роли, которую на нее возложила природа, – быть матерью, заботливой женой, хранительницей домашнего очага. Эта идея перекликается с лейтмотивом стихотворения М. Шаханова, представленного в рубрике «Задание».
Задание
Стихотворение, представленное в задании, поможет осмыслить не только понятие «верность женщины», но и приобщит учащихся к размышлениям над такой гранью женского облика, как скромность. Эта тема требует особого рассмотрения на уроке. Учителю важно подчеркнуть в ходе обсуждения, что скромность – это не стеснительность или неуверенность девушки в себе, как думают многие, считая в этом случае скромность чуть ли не отрицательным качеством. Скромность – это умение держаться, не теряя своего женского достоинства. Прочитайте стихотворение М.Шаханова. Ответь¬те, чем восхищается поэт в своей героине. Советы какой женщины из вашего окружения для вас особенно значимы? Почему? Поделитесь этими советами с одноклассника¬ми.
Мухтар Шаханов
Мать моего друга, Когда ей исполнилось Восемнадцать лет, Проводила мужа на войну Откуда ему Не суждено было вернуться. Старики до сих пор В один голос твердят: – Она была самой доброй, Самой отзывчивой, Самой гордой И красивой женщиной Нашего аула. Разбились надежды многих, Желавших покорить ее сердце. И вот уже более полувека Она горда тем, Что волосы ее Не знали прикосновенья Чужих рук, Она верна своей Единственной любви. Однажды я стоял с нею На шумной трамвайной остановке. Рядом двое молодых Целовались, Не обращая ни на кого внимания. Дети смотрели на них, Разинув рты. Она отвела девушку в сторону И шепнула ей на ухо: – Доченька, Это недостойно. Любовь сильна, Пока она стыдлива. Лучшие чувства скромны. Я долго смотрел На эту удивительную женщину, На ее белоснежные волосы, На лицо, Покрытое морщинами, И сердце наполнилось радостью И гордостью за нее.
Творческая деятельность
Это задание можно предложить выполнить по подгруппам. Причем разбить на подгруппы можно двумя способами: в одну из подгрупп распределить всех мальчиков, в другую – всех девочек. Итоги в этом случае можно будет рассматривать как собственный взгляд (девочки о самих себе) и взгляд со стороны ( мальчики о девочках). Второй вариант – смешанные подгруппы, творческая деятельность в которых будет способствовать сближению Подготовьте презентацию «Девушки нашего класса». Расскажите в ней об увлечениях, достижениях, устремле¬ниях своих одноклассниц. Что бы вы посоветовали им изменить в себе, а что, наоборот, развить? Каким видите их будущее? Цель задания – помочь девушкам посмотреть на себя пристальнее, глубже, помочь им осознать свое истинное предназначение. В случае отсутствия возможности подготовить электронную презентацию задания, можно показать результаты деятельности и в других формах: выпустить стенную газету, подготовить письмо мальчикам класса, творческое выступление в виде мини-спектакля или прозо-поэтической композиции.
Резюме
Подводя итог изучению темы, следует отметить, что женщина в современном обществе занимает позиции наравне с мужчиной. Но данная ей природой способность быть матерью и хранительницей очага подготовила женщину к особой миссии: дарить миру добро, любовь и красоту.
От сердца к сердцу
В стихотворении, представленном в данной рубрике учебника, звучит очень важная для понимания идеи урока мысль: женщина – величайшее творение природы, красота которой – в ее душевном складе. Стихотворение желатель¬но поручить прочитать мальчикам класса, которые по заданию учителя заранее подготовятся к выразительному чтению.
*** Мухтар Шаханов А женщина – венец земных щедрот. И кто ее значенье не поймет – Тот не мужчина. Это несомненно. Дорога красоты – зеркальный лед. Но сколь ее скольженье драгоценно!
*** Быть пламенем – и не давать тепла, Быть женщиной – и все ж не быть прекрасной – Что это может означать? Природе изменить, и жизнь предать, И стать несчастной! Но красота – в душевной глубине. А внешнее сияние бесплодно. Что в блеске, если море мелководно? Корабль застрянет по его вине.