Урок 11 Тема: ПРЕДМЕТ И СЛОВО

0
744

Урок 11

Тема: предмет и слово

Цели: подвести к выводу, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Выполнение упражнения 1, с. 34.

– Вспомните словарные слова, в которых есть написанные вами буквы. (Петух, тарелка.) Допишите эти слова после слога «те».

II. Формирование новых знаний.

– Попробуйте запомнить вещи из школьного портфеля.

Семь ночей и дней в неделе

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

Ручка, чтобы написать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

– Как одним словом можно назвать эти вещи? (Школьные принадлежности, предметы.)

– Какие еще предметы можно отнести к школьным принадлежностям?

Этимология слов.

Карандаш. Слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную.

Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Ластик (резинка). Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.

Но у нее есть еще одно название ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось слово ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».

Пенал. Перо по-латыни будет пенна. А где хранят перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.

Портфель. Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт-: портсигар (сигаронос), портмоне (деньгонос), портфель (листонос). Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист).

Да, кстати, во всех французских словах ударение ставится на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это грубая ошибка.

Промокашка (разг.) – промокательная бумага. Промокать – пропускать сквозь себя влагу.

Выполнение упражнения 2, с. 34.

– Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

– Какое слово произносится одинаково, но обозначает разные предметы? (Лук.) Такие слова называются многозначными.

– На какие группы вы разделили эти предметы?

– Назовите слова, обозначающие растения. (Лук, роза.)

– Животных. (Жук, кот.)

– Людей. (Мальчик, девочка.)

– Прочитайте обращения авторов !!!.

Какие же слова будем называть предметами?

III. Словарная работа.

– Замените картинки словами и озвучьте предложения.

Играет в футбол.

Наряжает куклу.

– Учитель заменяет картинки словами: мальчик, девочка.

– Ребята, это новые словарные слова. Как вы думаете, какие «опасные» места нужно запомнить в этих словах?

– Спишите эти предложения. Какие слова-предметы вы видите в этих предложениях? (Футбол, кукла.)

– А теперь составьте предложения о мальчике и девочке сами, используя слова из упражнения 4, с. 35.

– Что содержит ваше предложение?

– Как оно произносится?

– Какой знак препинания поставите при письме?

– Какие слова в предложениях обозначают, называют предмет?

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 5, с. 36.

– Назовите изображенные предметы.

– Как одним словом можно назвать эти предметы?

– На какие две группы их можно разделить?

– Запишите. (Учитель обращает внимание на расстановку знаков препинания при перечислении.)

Фрукты: груша, вишня, яблоко, лимон.

Овощи: морковь, свёкла. (Учитель обращает внимание на произношение слова свёкла.)

– Задайте вопрос к каждому слову. (Что это?)

– Сделайте вывод, на какой вопрос отвечают слова-предметы.

2. Выполнение упражнения 6, с. 36.

– Как одним словом можно назвать эти предметы?

– Спишите слова. Подчеркните словарное слово. (Тарелка.)

V. Проверка понимания темы урока.

– Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово-предмет.

Стол, веселый, собака, колесо, бежать, шкаф, умная, сидеть, газета.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что будем называть предметами?

– Приведите примеры слов-предметов.