Урок 106. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

0
639
биология

Цель: познакомить с изменением частей речи по числам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Из каких частей речи состоят второе и третье предложения? Назовите главные члены этих предложений.

– Какая часть речи не является членом предложения?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: м..ря, п..ля, з..мля, цв..ты.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах безударные гласные, проверяемые ударением: моря – муре, поля – пуле, земля – зймли, цветы – цвет.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – земля, стоит в единственном числе, остальные существительные употреблены во множественном числе.)

– Цепочка, которую мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые обозначают мягкие согласные звуки в лишнем слове, и букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? (В слове земля буквы з, л обозначают мягкие согласные звуки, а орфограммами данных слов являются буквы о, е. Значит, мы составим цепочки из букв з, л, о, е.)

зело лезо зело лозе …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Прочитайте вопрос Почемучки и ответ на него (правило, с. 10).

Учитель показывает один предмет, ученики пишут его название. Затем учитель показывает несколько таких же предметов, а дети пишут их название: тетрадь – тетради, карандаш – карандаши.

– Если существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе. Если существительное обозначает несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. Условно принято обозначать число предметов так: ед. ч., мн. ч. Приведите (устно) свои примеры, когда существительное стоит в единственном числе; во множественном числе.

– Подберите к именам существительным, которые вы записали, подходящие по смыслу прилагательные. (Чистая тетрадь – чистые тетради. Простой карандаш – простые карандаши.)

– Если прилагательное обозначает признак одного предмета, то оно стоит в единственном числе. Если прилагательное обозначает признак нескольких предметов, то оно стоит во множественном числе. Приведите устно свои примеры.

Учитель вызывает к доске ученика и предлагает ему выполнить какое-либо действие. Учащиеся записывают. (Мальчик рисует.) То же действие выполняют два ученика. (Мальчики рисуют.)

– Если глагол обозначает действие одного предмета, он стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие нескольких предметов, то он стоит во множественном числе. Приведите устно свои примеры.

2. Работа над правилом, с. 10–11.

V. Закрепление нового материала.

1. Изменение существительных по числам. (упр. 383.)

2. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

яркое со..нце

сильные чу..ства

страшная опас..ность

знакомая мес..ность

большой праз..ник

сахарный трос..ник

– Внимательно прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1–2 минуты вторые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на первые слова, напишите словосочетания полностью. Вставьте нужные буквы. Какое словосочетание является лишним? (Лишнее словосочетание – сильные чувства, потому что и прилагательное, и существительное стоят во множественном числе. Слова остальных словосочетаний стоят в единственном числе.)

3. Списывание с орфографическим заданием. (упр. 384.)

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как изменяются слова? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Упражнение 385, правила, с. 10–11.