Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

0
724

Цель: ознакомить учащихся с хронологическими и географическими границами Средневековья; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов.

♦ Основные понятия и термины: Средневековье, исторические источники, феодализм, традиционное общество, цивилизация.

Оборудование: атлас истории Средних веков, карта № 1;
карта «Мир в Средние века».

Ход урока

I. Вводная беседа.

Урок открывается вступительной беседой учителя с информацией
об изучаемых в 6 классе курсах, а также учебниках, рабочих тетрадях,
атласах и контурных картах. Учитель обязательно должен познакомить
учащихся с требованиями к устным и письменным ответам, к оформлению карт, а также с нормами оценок.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Что изучает история Средних веков.

Источники изучения Средних веков.

1. Что изучает история Средних веков.

Учитель устанавливает связь истории Средних веков с историей
Древнего мира с помощью вопроса в учебнике (с. 6).

=> Историю каких стран и народов вы изучали в курсе исто-
рии Древнего мира? (Древнего Египта, Вавилона, Финикии, Асси-
рии, Индии, Китая, Японии, Древней Греции, Древнего Рима.)

Напомнив дату падения Западной Римской империи (476 г. н. э.),
учитель привлекает внимание учащихся к изображению линии
времени в учебнике (с. 6) – таким образом у учащихся создается
представление о длительности исторической эпохи, которую пред-
стоит изучить в 6 классе. Учащиеся устанавливают, сколько столе-
тий длилась эпоха Средних веков (11 столетий). Линия времени
помогает объяснить происхождение понятия «Средние века» — это


время лежит «посередине», между завершением истории древнего
мира и началом истории нового времени.

Средневековье (Средние века) – эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем – длилась примерно
11 столетий, от падения Западной Римской империи до Великих
географических открытий, с V по XV вв.

Включение в свою деятельность систематической работы с историческими терминами и понятиями помогает учителю более целенаправлен-
но вести работу по систематизации знаний учащихся.

Усвоение исторических понятий учащимися не только предполагает их правильное применение, но и развивает специальное историческое
мышление, создает опорные знания, прививает устойчивый интерес к
изучению истории.

Ступени формирования исторических понятий и терминов:

выделение признаков исторического факта;

определение понятия;

упражнение по его использованию;

выработка умения оперировать терминами;

применение терминов для познания и анализа исторического материала.

Рекомендации:

I способ. Учителю в начале урока рекомендуется записать на доске
новые понятия и термины. В процессе изучения материала объясняются понятия и термины, ученики записывают их значения, определения в тетрадь.

II способ. Учитель в начале урока записывает на доске новые
понятия и термины. Учащимся предлагается самостоятельно найти их
значения в справочной литературе.

Учитель на первом уроке стремится вызвать интерес учащихся к
изучению истории Средних веков.

Рекомендуется ярко охарактеризовать место Средних веков в истории человечества.

Рассказ учителя.

Период Средних веков начинается в V веке, после падения
Западной Римской империи и самого Рима. Рим был воплощением
порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался
несокрушимым и божественным. Государство погибло под мечами
варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на
центр цивилизации – Средиземноморье. Крах Рима означал уход

Значение исторических понятий и терминов см. в Приложении.


античной культуры с исторической арены. На долгие века были за-
быты творения античных художников и философов, разрушены ве-
личайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.

Существует мнение, что Средние века – это период варварст-
ва, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничто-
жена римская культура, велись междоусобные войны. Многие на-
зывают Средние века «темными веками», «средневековой ночью».
Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его
душа и ум обратятся к искусству, науке и философии. Этот период
Средневековья известен как эпоха Возрождения.

Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оста-
вили свой след в истории за этот период времени: одни красивый и
яркий, другие – кровавый и страшный; от одних нам достались ве-
ликие произведения искусства и литературы, от других – ужасы
инквизиции.

В Средние века образовались государства, которые сущест-
вуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и
стала развиваться современная демократия. В европейских странах
возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) –
выборные представительные учреждения.

В Византии было записано римское право: оно являлось ос-
новой для законов средневековых государств. Возник суд присяж-
ных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.

Многие современные города Европы и Востока возникли еще
в Средние века. Сформировались языки европейских народов: анг-
лийский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии:
христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.

Нельзя забывать и о том, что и в Средние века человечество
продвигалось вперед в своем хозяйственном, политическом и куль-
турном развитии.

Люди стали пользоваться предметами первой необходимо-
сти, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном
деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневеко-
вые люди научились строить корабли, применять компас, стали
открывать и исследовать новые части света. В Средние века люди
узнали и убедились, что Земля – круглая.


В заключение данного вопроса учитель подводит итог: мы
познакомимся с судьбами народов, с выдающимися деятелями, пра-
вителями и полководцами, с народными движениями и борцами за
независимость родины, с мыслями и делами ученых, писателей, фи-
лософов, с судьбами мастеров искусств и их произведениями.

2. Источники изучения Средних веков. Переходя к харак-
теристике источников по истории Средних веков, учитель ставит
следующие вопросы:

=> На какие основные виды делятся исторические источники?

=> Что относится к вещественным и что – к письменным ис-
точникам?

Т Работа с учебником (п. 2. Введения).

Учитель сообщает учащимся о сохранившихся средневе-
ковых сооружениях и постройках в городах, о различных вещест-
венных памятниках: изделиях ремесленников, орудиях труда, ору-
жии, монетах.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, с какими пись-
менными историческими источниками они встречались в курсе ис-
тории древнего мира. Далее характеризует различные виды пись-
менных источников, которые относятся к Средним векам: деловые
документы, юридические памятники, исторические, литературные
и научные произведения.

Особый вид источников – разнообразные произведения сред-
невековой архитектуры и изобразительного искусства.

Учитель также предлагает учащимся рассмотреть иллю-
страции (с. 8-9, Введение). Проверить понимание роли различных
видов исторических источников поможет задание № 3 (с. 11).

=> Что можно узнать о жизни людей в Средние века, рас-
сматривая иллюстрации?

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какое место занимают Средние века во всемирной истории?
=> Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: знать понятия, термины; ответить на во-
просы (с. 11).