Цель: ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости .определение способа расчета количества теплоты при теплообмене тел. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
При проверке домашнего задания можно, подготовив ряд вопросов, выслушать ответы учащихся по желанию.
Приведите примеры. Почему водоемы замерзают медленно? Почему с рек и особенно озер долго не сходит лед, хотя давно стоит теплая погода? Какой из двух одинаковых по массе кусков быстрее нагреется на 2 °С: железный или медный?
Почему на Черноморском побережье Кавказа даже зимой достаточно тепло? Почему многие металлы остывают значительно быстрее воды?
III . Изучение нового материала
Новый материал связан, прежде всего, с выводом рабочих формул, которые часто используются при решении задач, поэтому важно, чтобы учащиеся очень хорошо усвоили содержание и смысл полученных соотношений.
1. Понятие удельной теплоемкости.
2. Удельная теплоемкость различных веществ.
3. Теплоемкость тела.
4. Ранее мы показали, что для нагревания 1 кг вещества на 1°С требуется количество теплоты, численно равное значению удельной теплоемкости.
Для нагревания 1 кг алюминия на 1 °С, например, необходимо Q – 920 Дж. Следовательно, Q зависит от с: чем больше с, тем больше Q . Итак, Q