УРОК 94. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

0
959

1. Определение темы и целей урока.

– Вспомните, что такое грамматика.

– Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?

Веселая грамматика

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи!

– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.

– Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.

– Прочитайте тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь.

2. Исследовательская работа.

1) Работа с заданием под звездочкой на с. 143.

– Рассмотрите предложения в трех колонках.

– В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете?

– Найдите числительные.

– Определите падеж числительных.

2) Составление определения.

На доске таблица:

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Имя

числительное

1. Часть речи

1. Часть речи

2. Обозначает предмет

2. Обозначает предмет

3. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы какой? чей?

– Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.

– Назовите сходства и отличия между этими частями речи.

– Сравните свое определение и определение в учебнике (с. 145).

3. Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

5) Сколько коробов можно наврать?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз.

– На какой вопрос отвечают эти числительные?

– Что они обозначают?

– Такие числительные называются количественными. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Найдите в учебнике, как называют такие числительные (с. 144).

4. Упражнение 345 (комментированное письмо).

– Определите падеж числительных.

– У каких числительных можно определить род? Обоснуйте.

– Объясните тире в двух последних предложениях.

5. Упражнение 346.

6. Игровая минутка.

– Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.

7. Итог урока.

Работа с сигнальными картами.

Тезисы

1) Числительное может обозначать количество предметов.

2) Числительное может отвечать на вопрос что?

3) Все числительные могут отвечать на вопрос какой?

4) Количественные числительные обозначают номер по порядку.

5) Числительное изменяется по падежам.

Домашнее задание : найти как можно больше фразеологизмов с числительными; выполнить упражнение 347.