Урок 60.
Имена существительные общего рода
1. Словарная работа.
– Язык сформировался очень давно, претерпел много изменений и поэтому таит в себе много интересных загадок, которые впрочем, можно разгадать.
– Посмотрите на это предложение и скажите, уместно ли в нем данное обращение?
Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!
– Посмотрите по толковому словарю значение слов «невежа» и «невежда».
– Придумайте предложения, из которых был бы понятен смысл этих слов.
– Итак, эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Догадайтесь: к какому?
– Что значит слово «ведати»? (Знать.)
– Как, отталкиваясь от значения этого корня, можно объяснить сформировавшееся значение слова «невежа»? (Человек, не знающий правил этикета.)
– Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова? (Качество человека, указывающее на знание правил этикета.)
2. Упражнения 229, 231.
3. Диктант (упражнение 233).
4. Итог урока.
Игра «Кто больше?». Учащиеся должны назвать как можно больше существительных общего рода.
Домашнее задание: упражнения 230, 232; подготовиться к диктанту.